Если не наступит завтра…: рецензия на спектакль «Завтра»
Казалось бы, что пьеса "Завтра" – исключительно локальная история, социальная драма, сюжет которой построен вокруг проблемы сносов. Но тревожный настрой и ощущение безысходности этого произведения как нельзя хорошо предопределили состояние следующих за февралем месяцев. И сегодня, вновь исполняемая на сцене "Ильхома", в новых карантинных условиях, она не теряет своей злободневности.
Вдобавок ко всему, накануне премьеры, события пьесы стали реальностью театра – его здание само оказалось под угрозой уничтожения, или, выражаясь словами бизнесмена-прораба, "джентрификации". Но жизненная трагедия – лучшая основа для искусства.
Печальные события придали спектаклю нерв и еще больше пошатнули границу между театром и реальностью, неустойчивость которой заложена в самом сценарии. Именно в постоянном балансировании между мюзиклом и документалистикой, между романтической сказкой и социальной драмой я вижу главный интерес "Завтра". Эта пьеса похожа на дом из пахсы в условиях сейсмоактивности, – шатается, но не падает.
Если постараться представить спектакль, построенный лишь на стихах и музыке Ашота Даниеляна, я думаю, мы бы получили гораздо более мягкую, метафоричную и возможно романтическую историю с выраженными акцентами на внутреннем мире героев. Но, мне кажется, в таком случае, она потеряла бы те яркие триггеры, на которые откликается ташкентский зритель.
Если же избавить текст Никиты Макаренко от музыкальной составляющей, то останется социальный манифест или журналистское расследование о сносе очередного дома, серия интервью с жителями, застройщиками и чиновниками, облаченные в художественную этикетку.
Но сочетание этих полюсов в обрамлении грамотной режиссуры, сценографии, актерской игры создают цельное и динамичное произведение.
Каждый раз, когда на сцене происходит перебор с реальностью, врывается мюзикл. Именно музыка напоминает, что мы в театре, что все это нереально, что страдаешь не ты, что все – игра. Циничный монолог о брачно-денежных отношениях прерывается рок-н-рольным отрывом и твистами на столах. И наоборот, лиричная нежная сцена о влюбленности соседствует с неудобным спором о национализме и страхе перед теми, "кто думает не так, одевается неправильно, говорит не на том языке".
В сцене под названием "Обед" авторы сталкивают нас с нелицеприятными высказываниями и конфликтами – религиозными, расовыми, языковыми, которые мы стараемся мягко обойти в реальной жизни. Но они витают в воздухе и время от времени проявляются в каждом из нас. Признать это и громко высказать на сцене – один из самых свободных и честных жестов в современном узбекском искусстве.
Безусловно о конфликте бедных и богатых, свободе творчества, сделках с совестью, неравной любви было написано сотни пьес и стихов. Но "Завтра" – это не только и не столько история о социальной несправедливости, адаптированная в местных реалиях.
Надо понимать, что один из авторов – артист, который зарабатывает своим искусством, а другой – журналист, на своем опыте знающий, что такое компромисс с властью (не потому ли с таким упоением он играет на сцене успешного человека?). Продукт, который выдали Никита Макаренко и Ашот Даниелян – это выжимка их жизненного опыта, зарисовки карьерного пути, страхи, боли и вопросы, которые в реальной жизни не решатся с падением занавеса.
И словно герои пьесы мы замираем в ожидание неопределенного будущего, временами задаваясь вопросом "на что мы потратили половину своей жизни?". И фраза, брошенная одним из героев – "В нашем 2020 году ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне", пожалуй, только сейчас становится до жути понятной.
Отдельно мне хотелось бы выделить взаимодействие на сцене Рустама Мусакулова и Рафаэля Бабаджанова. Молодость и небольшой опыт (наряду с талантом) привносит легкость, раскованность и свободу в их игру. Если персонаж Рустама – Музыкант, изначально хорошо прописан, неоднозначен, в нем есть внутренний конфликт, то Маленький человек – гораздо проще, он одномерный и не меняется на протяжение всего развития действия. Но именно истеричная манера Рафаэля и то, как его оттеняет Рустам, "вытягивают" персонаж, делают его увлекательным.
Маленький Человек в "Завтра" – абсолютно гоголевский, и в его надрывном "Не трогайте меня!" навязчиво слышится "Зачем вы меня обижаете?!" И конечно, в мотиве противостояния успешных и маленьких людей, доведенных до отчаяния, чувствуется явный поклон "Джокеру". Но в отличие от голливудского героя, наш Маленький Человек не осуществляет ожидаемой развязки, потому что даже доведенный до предела, он знает – что все равно ничего не изменится.