Жена «узбекского Отелло», закулисная жизнь, архивные документы: выставка, посвященная Саре Эшонтураевой

Опубликовано· 16 356
Жена «узбекского Отелло», закулисная жизнь, архивные документы: выставка, посвященная Саре Эшонтураевой

C марта 2024 года в галерее Art Station by Silk Road University, который находится рядом с самаркандским вокзалом, была открыта выставка «Самарканд — колыбель национального драматического театра».

В рамках пресс-тура, организованным Комитета по Туризму, корреспондент Afisha.uz посетила экспозицию.

Выставка рассказывает историю знаменитой узбекской актрисы Сары Эшонтураевой и других актеров-первопроходцев, заложивших основы драматического искусства в Узбекистане в первой половине XX века.

Выставка фотографий дополнена кадрами из личного кинокритика Олега Карпова и проходит при поддержке Международного университета туризма и культурного наследия «Шелковый путь».

Коллекция охватывает период с 1924 по 1937 гг. и включает оттиски фотографий, запечатлевших закулисную жизнь театрального сообщества, архивные документы и личные вещи, принадлежавшие Саре Эшонтураевой и Аброру Хидоятову, включая костюмы, реквизит и украшения.

Сара Эшантураева родилась 26 октября 1911 года в селении Бешбулак (ныне в Янгикурганском районе, Наманганская область Узбекистана).

В раннем детстве, после смерти отца, мать вынуждена была отдать Сару, как и остальных двоих детей, в чужие семьи. С 11 лет воспитывалась в женской школе-интернате имени Зебунниса в Ташкенте, участвовала в самодеятельном кружке, а затем в массовых сценах спектаклей Образцовой краевой драматической труппы.

В 1927 году окончила Узбекскую государственную драматическую студию при Узбекском доме просвещения. Выпускники этой студии составили основу Узбекского театра драмы им. Хамзы.

Аброр Хидоятов — знаменитый узбекский актер, муж Сары Эшонтураевой. Он тоже обучался вместе с ней театральному искусству. Его также в народе называли «узбекским Отелло», так как он один из первых сыграл эту роль в театре.

Говорят, что он сыграл «Отелло» более 300, или даже 500 раз. Он очень любил на самом деле эту роль, сама Сара Эшонтураева очень часто вспоминала, что он иногда забывался во время игры и мог ненароком навредить Саре (они играла Дездемону).

Cара Эшантураева сыграла множество ролей, таких как: «Принцесса Турандот» Адельма, «Слуга двух господ» — Беатриче, «Худжум» — Турсуной, «Два коммуниста» — Дильбар, «Человек с портфелем» — Гога, «Овечий источник» — Лауренсия, «Сожжём» — Ульмас, «Гамлет» — Офелия, и много других. Снималась в кино. Уникальная внешность позволяла с помощью грима перевоплощаться в абсолютно разных персонажей.

Также она была председателем правления театрального общества Узбекистана. Была членом ЦК КП Узбекской ССР, депутатом. Член Советского комитета защиты мира. Была председателем правления республиканского Фонда мира. Член Комитета по Ленинским премиям в области науки и искусства при СМ СССР.

На некоторых фотографиях, на обратной стороне, есть надпись: фотолаборатория. По информации, это означало, что кого-то на фото удалили или замылили, по причине того, что это были времена репрессии.

Кафтан и дутар Аброра Хидоятова.

На фотографии в центре изображен — Агдаров Ибрагим (справа). Он не был актером, к театральному искусству не имел никакого отношения. Он был сыном зажиточного купца, очень образованным, начитанным, и Сара влюбилась в него с первого взгляда.

Он хорошо играл в шахматы, и чтобы познакомиться, Сара научилась этой игре. Когда дело дошло до предложения руки и сердца, влюбленным запретили общаться по политическим причинам.

Украшения на фотографиях были задействованы и в театре, и в кино. Тумор, например, был задействован в фильме «Бай и батрак». Есть версия, что этот тумор принадлежал матери Ибрагима Агдарова, которая была похищена из гарема Иранского шаха. И Ибрагим, в знак своей большой любви к Саре, подарил ей эти украшения.

Выставка стала возможной благодаря архиву, собранному Эшонтураевой протяжении многих лет и предоставленной Надирой Хидоятовой (ее внучкой).


Выставка продлится до 14 июля. Вход свободный.

Материал подготовлен при поддержке Комитета по Туризму Республики Узбекистан.

Нозима Хошимова
Автор
Нозима Хошимова