В Ташкенте побывали с гастролями «Мушкетеры» из казахстанского театра ARTиШОК
«Мушкетеры. Perdeler» — спектакль на любителя. Однажды быдловатый юноша из региона приехал в столицу, чтобы стать мушкетером и… дальше случился трехчасовой пересказ фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».
В конце октября «Ильхом» стал площадкой для гастролей алматинского театра ARTиШОК. В Ташкент соседи привезли две постановки — «Мушкетеры. Perdeler» (по-нашему «пардалар») и поэтический перфоманс «Конец прекрасной эпохи».
Сегодня о «Мушкетерах». Мнения зрителей сильно разделились: кто-то в финале аплодировал стоя, кто-то ушел уже в антракте. Вокруг меня, например, образовался круг из пяти пустых мест. К сожалению, я оказалась во второй когорте.
«Мушкетеры. Perdeler» — это такой спектакль, который смотришь-смотришь два часа, потом украдкой бросаешь взгляд на часы и выясняется, что прошло всего 8 минут.
Сначала о позитивных моментах. Во-первых, это игра актеров. Мои фавориты — совершенно чудесная и милая королева Анна, острая, как лезвие, змея Миледи, сухарь и педант Ришелье, комично спивающийся Атос. А, во-вторых, на этом с позитивом все.
«Мушкетеры. Perdeler» получился крайне подробным пересказом советской экранизации, только на сцене. В итоге театральные декорации сослужили плохую службу, придав ностальгично-романтичной истории нотки фальши и фарса. Д'Артаньян тут не благородный дворянин, а быдловатый юноша, от манер которого коробит как других мушкетеров, так и зрителя. В некоторых сценах комичная пошлость трансформировалась в вульгарность, которая ощущалась явным перебором. Спектакль нашпигован пасхалками и актуалочками, правда, я мало какие заметила. Более погруженному в дела Казахстана зрителю, наверное, было интереснее.
На «Мушкетерах. Perdeler» я напоминала ребенка, которому то показывают пряничек, то прячут его. Желанный пряник — это путь героя, который заставит зрителя погрузиться в судьбу персонажей, стать свидетелем глубокой трансформации, проникнуться и начать переживать за их отношения больше, чем за свои собственные.
Навскидку, это королева и Бекингем, Миледи и Атос, Констанция и ее супруг — каждая пара эманировала потенциалом большой блестящей истории. Знаете, той самой, что не вошла в фильм и затерялась за обилием событий и персонажей в книгах. Но, увы, в постановке осталось то же обилие событий и персонажей, которые не позволили никому выделиться. Следить же за пересказом фильма было откровенно скучно.
А в антракте я услышала чудесное.
— Пока все идет по Дюма? — спросил молодой человек свою спутницу.
Я тотчас почувствовала себя старой: в наше время дефицита литературы Дюма был зачитанным до дыр бестселлером, его экранизация — топовым блокбастером. А печально-благородный Атос — крашем.