Рецензия на спектакль Ka mate, Ka ora в театре «Ильхом»: танцы с плюсом

Опубликовано· 304
Рецензия на спектакль Ka mate, Ka ora в театре «Ильхом»: танцы с плюсом

Театр «Ильхом» свой новый, 49-й сезон открыл премьерой спектакля Ka mate, Ka ora кинорежиссера отечественного андеграунда Дениса Семенова (Данте Рустав). Новая постановка стала интересным творческим опытом симбиоза драматического, пластического и визуального искусства.

Начало нового сезона в «Ильхоме», слегка затянувшееся из-за гастролей коллектива в Алма-Ате, по традиции подарило зрителям событие весьма затейливое в художественном смысле. Коллектив, основанный легендарным Марком Вайлем, давно и часто работает с пластическими постановками, но нынешняя премьера Ka mate, Ka ora («Я гибну. Я живу») выделяется особым знаком качества.

Название спектакля отсылает к возгласам во время исполнении «хака» — ритуального танца народа маори, получившего всемирную известность благодаря предматчевым перформансам новозеландской регбийной команды All Blacks. В этом завораживающем действии все части тела исполнителей — элемент каждого отдельного высказывания о самоутверждении спортсмена, человека, личности.

Основатель сообщества независимых режиссеров Узбекистана DRF Денис Семенов, известный широкой публике под творческим псевдонимом Данте Рустав, в своей дебютной театральной постановке о поисках самоидентичности помимо визуальных приемов, освоенных им досконально, решил больше полагаться на тело, чем на текст.

«Денис уже давно внутри театра, он делал для нас видео-арт ко многим спектаклям. И сегодня для него это дебют в качестве режиссера и, конечно же, мы пошли на этот смелый эксперимент. Конечно же, это и дебют для нашей уже 12-ой студии театра», — рассказал «Афише» художественный руководитель «Ильхома» Борис Гафуров.

Как полагается неофиту, Семенов постарался ничего не испортить, соединив разные виды художественных практик и создав на сцене «Ильхома» лаконичный и метафоричный образный язык спектакля о молодости и о борьбе с социальными табу и стандартами. Минимум реквизита, аскетичная сценография, монохромный ряд видеоцитат, дающий зрителям волю на создание собственных ассоциаций происходящего на сцене. Для этого, видимо, и был изменен ракурс действия — места в зале развернули на 90 градусов.

Художник спектакля Антон Болкунов создал на сцене темно-серое пространство, которое создает собственный ритм действия, превращаясь то в место для танцевального баттла, то для модного подиума. То с помощью анимации, раскрывая серые створки стены-лифта, то наоборот, погружая пространство действия во тьму, которую прореживает инфернальная красная дорожка из красных лампочек.

Слаженный ансамбль девяти молодых актеров 12-ой студии «Ильхома» — результат дебютной хореографии Елизаветы Цукерберг, которую можно назвать соавтором новой постановки. Новое поколение «Ильхома» с помощью танца посылает в зал мощную взрывную энергию: в их исполнении реплики из новозеландской «хаки», звучащие как ритуальная мантра, оказываются интересней и выразительней любых пространных диалогов или социальных памфлетов.

В самом начале действия, когда на экране еще только начали мелькать титры, представляющие участников проекта, актеры «пластилином» распластались по сцене, уверенно осваивая территорию contemporary dance. Здесь движения актеров не должны быть гармоничными и элегантными, а зритель, особенно в первых рядах, может ощущать их пластику даже физиологически. Хотя, местами ловишь себя на ощущении, что находишься в ночном клубе.

За час с небольшим упражнений в ловкости и пластичности участники спектакля вновь «стекаются» в монолит и снимают с себя обезличенные маски: «кое-кто больше не кое-то» — гласит одна из последних реплик на экране. Импровизированную видеостену экранную стену «Ильхома» покрывают новые автографы: коллектив Вайля пополнился новыми творческими личностями. Остается только ждать их появления и в других спектаклях театра.

Автор: Дмитрий Поваров
Фотограф: Анна Шишкина