Как прошел Международный фестиваль оперы и балета 2024
В этом году в программу вошли 5 гастрольных балетов, и мы готовы рассказать о четырех с точки зрения простого зрителя. Мы увидели властно-жестокую Екатерину II и раненого нелюбовью Павла I, целеустремленную Коко Шанель и прекрасного в своем чувстве юмора Меркуцио. Сравним впечатления?
Этой весной в рамках Международного фестиваля ташкентский зритель увидел гала-концерт и «Ромео и Джульетта» от Урал Балета, Modanse примы-балерины Большого театра России и этуали театра «Ла Скала» Светланы Захаровой, Chotto Desh британского танцовщика и хореографа Акрама Хана и «Русского Гамлета» Бориса Эйфмана.
Modanse
Балет «Как дыхание» итальянского хореографа Мауро Бигонцетти, открывший проект Modanse — моя несомненная любовь этого фестиваля. Что-то подобное чувствуешь в юности, когда нежность и обожание возникают не в силу рациональных причин, а просто из глубины души. Бесспорно, «Русский Гамлет», закрывающий программу фестиваля, был масштабнее, фееричнее, красочнее, но камерность Modanse сумела проникнуть в более тонкие слои восприятия.
«Как дыхание» — это балет, от которого это самое дыхание перехватывает, настолько он пропитан чувственностью, красотой и трепетом. И это все при возведенной в абсолют лаконичности сценографии (свет — полноценный участник действа) и музыки (Гендель в переложении для фортепиано) — скрупулезно четкая форма и ничего лишнего.
Вторая часть Modanse — одноактный балет «Габриэль Шанель» по жизни и творчеству великой Коко. Созданием костюмов для постановки руководила Виржини Виар, креативный директор дома CHANEL. Возможно, благодаря им погружение в эпоху получилось таким глубоким.
Павел Цой, зритель:
— Первая часть показалась преамбулой к «Габриэль Шанель», способом познакомить зрителя с творчеством Светланы Захаровой, погрузить в ее хореографию. Балет «Как дыхание» получился достаточно интимным, очень чувственным, где-то сентиментальным, порой наивным в хорошем смысле этого слова. Глядя на пустую сцену без масштабных декораций и отвлекающего реквизита, ты понимаешь, что все гениальное просто.
В «Габриэль Шанель» понравилось решение с динамическими проекциями на экраны, которые отсылали к историческому прошлому легендарной личности. Также хочется отметить, как слаженно, легко, органично и эстетично труппа воплощала в жизнь сложную хореографию. И, конечно, сама Светлана Захарова — это звезда. Складывалось ощущение, что на сцене танцует юная девушка, а не 44-летняя женщина. Учитывая, что в балете уходят со сцены лет в 35−40, это еще одно доказательство ее природного дарования. Восхищало то, как прима-балерина была погружена в эстетику постановки, как передавала ее зрителю.
Chotto Desh
На Chotto Desh британского танцовщика Акрама Хана я не пошла сознательно. Помнила по прошлому фестивалю, что мне не близок синтез танца и мультимедиа, но, кажется, многое упустила.
Алена Перепада, зрительница:
Я не пропустила ни одного Фестиваля оперы и балета, посещаю все постановки. На Chotto Desh Акрама Хана мы пошли с 11-летней дочерью. Ей оказался очень близок этот современный взгляд на балет, когда сочетаются танец и мультимедиа. Chotto Desh понравился дочери больше классических постановок.
Отмечу необычную хореографию: на сцене всего один танцовщик, но он смог полноценно рассказать историю этнической идентичности, важности детских воспоминаний, конфликта отцов и детей. На наших глазах оживала природа, появлялись дополнительные персонажи, разворачивались новые миры. Это удивительный спектакль, который пролетел, как один миг. Спасибо Фонду развития культуры искусства Узбекистана за такой подарок жителям и гостям столицы.
«Ромео и Джульетта»
На балет «Ромео и Джульетта» я возлагала больше надежд, чем «яжемать» на единственное чадо. Постановка отмечена «Золотой Маской», да и сама история не требует либретто — вряд ли кто-то спросит, чем там у танцующих дело закончилось. Увы, надежды не оправдались.
Нет, местами было хорошо. Впечатляли костюмы, словно скроенные из полотен эпохи Возрождения. Отпечаталась в памяти первая встреча Джульетты и Париса, в которой она смотрится настолько ребенком, что жених вызывает порицание. Удивила запредельная жестокость главы Капулетти к дочери. И самый смак — прекрасный Меркуцио, который порой затмевал главного героя. Но в целом «Ромео и Джульетта» не дотянулся до сердца, хотя мне очень этого хотелось.
«Русский Гамлет»
«Русский Гамлет» повествует о жизни Павла I, которого называют одним из самых оболганных правителей Российской империи. Современники отмечали схожесть его трагичной судьбы с гамлетовской. При Екатерине II эту трагедию Шекспира даже не играли в России. Балет Эйфмана с точностью передал великолепие, богатство, блеск, порочность и разврат той эпохи.
Вероника Самойлова, зрительница:
— Тонко, изящно, надрывно — такие слова приходят мне на ум после просмотра «Русского Гамлета». Мои ожидания были крайне высокими, и они… оправдались! Мне было важно, чтобы постановщик показал Павла I без избитых стереотипов о его сумасшествии и недалеком уме. Историческая точность, безусловное попадание в характеры героев, надлом и сила, боль и любовь — все это покорило и тронуло меня, заставило плакать от красоты, а еще в очередной раз увериться в том, что даже великие властители переживают обычные человеческие страсти.
«Русский Гамлет» рассказывает о многом. Например, об алчной, всепоглощающей жажде власти. Екатерина II настолько монолитна, царственна, деспотична, что хочется склонить голову в почтительном поклоне. И тем ужаснее наблюдать, как эта сильная женщина, агонизируя, до последнего цепляется за трон — символ той власти, что ее душит.
Это балет о нелюбви — плотной, обидной, непреодолимой — в которой живет будущий правитель. Всегда ниже матери, всегда слабее, всегда вымаливающий высочайшее расположение. И как звездочка на темном полотне грязных страстей и интриг — трогательная, кристально чистая любовь Павла к первой жене.
И все это — с невероятным масштабом и размахом. «Русский Гамлет» не позволяет ни на минуту забыть, что по сцене движутся не люди, а махины истории, определяющие эпоху.
Международный фестиваль оперы и балета стартовал в Ташкенте
Предварил фестиваль спектакль «Lazgi. Танец души и любви».
Спектакль «Русский Гамлет»
На сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои состоится спектакль «Русский Гамлет» Бориса Эйфмана.
Постановка Modanse
На сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои состоится постановка Modanse, объединившая балеты «Как дыхание» и «Габриэль Шанель»
Балетный спектакль Chotto Desh
На сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои состоится балетный спектакль Chotto Desh одного из самых известных танцовщиков и хореографов современности — британского постановщика Акрама Хана.