Рецензия на спектакль «Край» в театре «Ильхом»: надежды тетрисов питают
В театре «Ильхом» режиссер Максим Фадеев поставил спектакль «Край» по пьесе австрийской художницы и драматурга Мирославы Своликовой, которую на родине называют «королевой абсурда».
Коллективу, созданному прославленным Марком Вайлем, не впервой браться за абсурдистскую литературу: когда-то в репертуар театра входили пьесы Эжена Ионеско и Альфреда Жарри. Теперь на афише «Ильхома» при содействии Goethe Institute в Узбекистане появилась новое имя в этом списке.
Максим Фадеев последнее время с переменным успехом зарекомендовал себя, как постановщик исключительно сложной драматургии в «Ильхоме». Работы режиссера отличаются необычностью и оригинальностью, которую можно даже считать чрезмерной изощренностью.
Фадееву удалось не запутаться в тяжеловесной пьесе Фридриха Дюрренматта «Играем Стринберга», но следующий сценический опыт с «Улиссом» Джеймса Джойса у режиссера получился весьма невнятным и в репертуаре театра долго не задержался.
«Край», поставленный с участием, как уже опытных актеров «Ильхома», особо хочется выделить Рафаэля Бабаджанова в роли Единорога, так и молодой порослью, заставляет лишний раз убедиться, что Фадеев не только начитанный режиссер, но и не зацикливается на критике, умеет работать над собой и с коллективом.
Пьесы Своликовой всегда заполнены персонажами, как тараканы в темной замусоренной комнате. Отчасти в буквальном смысле слова — в «Крае» насекомые жду очередной дезинсекции. А еще здесь охотятся на единорога, священник ищет бога в зрительном зале, пожарные ждут, когда все загорится, забытые астронавты сами пытаются забыться с помощью некого порошка, а пазлы тетриса ищут друг друга, чтобы соединится.
Фадееву в целом удается передать понятие абсурда: ничего в традиционном понимании сценического действия не происходит, и это «ничто» бесконечно разнообразно, способно порождать бесконечные споры, сюжеты, конфликты.
Режиссер помещает героев на сцену, выкрашенную в голубой цвет — вроде бы надежды. Но сплошь задекорированная в целлофан — эта надежда лишена воздуха. Как может быть надежда у пазлов тетриса, собранных в единую линию — только исчезнуть с монитора.
Еще до начала спектакля на подвешенных к потолку мониторах демонстрируют документальную хронику войн XX века, где с воздуха на землю падают бомбы. Саундтрек спектакля, состоящий из музыки самой Своликовой, одной из адептов инди-рока Анны фон Хаусвольф и российской группы PALC, ворвавшейся своими клипами в Tik-Tok пару лет назад, усиливает иллюзорность и хрупкость мира земного.
В этом безвоздушном пространстве, которое к тому же упирается в мнимый монитор тетриса — мир, где все вроде можно загрузить по-новому, но ни одна ситуация здесь не повторяется.
Однозначного прочтения этот спектакль не предполагает, каждый зритель по-своему понимает его. Тем более, когда можно самому выйти на сцену — актеры несколько раз будут настойчиво призвать вас к этому. Не говоря уже о многочисленных проходах действующих персонажей среди кресел в зале. Но здесь уже не важно знать — что там на краю ждет всех нас, важна сама игра. Поэтому выход и монолог самого Фадеева почти в финале — несколько приправленный пафосом нравоучений для зрителей — публика «Ильхома» в своем большинстве подхватила и получила удовольствие.