Азбука ресторанного этикета
Простые жесты языком столовых приборов.
С каждым днем в Ташкенте ресторанов становится все больше, а предложения провести незабываемый вечер все заманчивее. Предлагаем погрузиться в ресторанный этикет и изучить некоторые простые правила грамотных потребителей ресторанного сервиса. Складывая на своей тарелке так или иначе столовые приборы, вы подаете различные знаки официанту, которые может уловить и принять к сведению грамотный персонал.
Допустим в процессе застолья вам необходимо «попудрить носик» или «подышать свежим воздухом», и вы удаляетесь из зоны видимости официанта. В должностные обязанности официанта входит поддержание порядка, чистоты и так далее. В таком случае, чтобы показать, что тарелку и приборы «уносить не надо!» — воспользуйтесь категорическим жестом.
«Уносить не надо!»
Работа профессионального официанта незаметна для гостей. Находясь под профессиональным ухаживанием, вы даже не успеваете заметить, как меняют закусочные тарелки, обновляют приборы, раскладываются закуски, доливаются напитки. Иногда хочется просто остановиться и сделать паузу.
Что касается «паузы», то существует несколько вариантов:
«Пауза»
1. При условии изобилия вкусностей в вашей тарелке, можно использовать лишь свободное место по ободку. Исходя из этого, ставим столовые приборы, лезвием касаясь края тарелки, ручками касаясь поверхности стола. Нож справа, вилка слева.
«Пауза»
2. В случае свободного пространства положите нож с вилкой на тарелку, буквой "Л". Острие ножа смотрит влево, а зубцы вилки — вправо, ручки приборов при этом свисают над столом. Расстоянием между зубцами вилки и ножом можно подать знак того, что блюдо по своему размеру было довольно маленьким, в других заведениях такое же блюдо подается выходом больше.
«Пауза»
3. Классическая обычная пауза. Если вы используете только закусочную или столовую вилку, то вилка будет находиться справа.
Даем понять, что трапеза закончена и необходимо переходить к следующему блюду. Для обозначения этого существует несколько жестов:
Закончил трапезу
— приборы можно расположить, как на часах, время — половина шестого. Такой вариант удобен для сбора использованной посуды: официант не пересекает личное пространство гостя.
Закончил трапезу
— положите вилку с ножом параллельно друг другу, ручками вниз. Острие ножа и зубцы вилки должны смотреть вверх. Большое расстояние между зубцами вилки и лезвием ножа может указать на то, что блюдо было достаточно большим или достаточно сытным и полностью удовлетворило вкусовые пристрастия на сегодняшний вечер.
Закончил трапезу
— следующий нейтральный вариант никаким образом не указывает на размер
подаваемого блюда, может указать, что все было довольно гармонично. Он также удобен для официантов при сборе посуды.
«С нетерпением жду следующее блюдо!»
Если вы торопитесь, есть вариант показать персоналу, что сегодня обслуживание будет быстрым, подача блюд и сбор посуды оперативным. Сложите вилку с ножом крест на крест, острием ножа влево, зубцы вилки должны смотреть вверх.
«Блюдо просто превосходно!»
Если вас неожиданно порадовало поданное блюдо, и вы не хотите оставить без внимания работников невидимого фронта — сложите очередную не хитрую комбинацию. Официант точно обратит внимание на доброжелательный жест и обязательно доведет до повара приятные вести.
«Не понравилось»
Бывает и такое, что блюдо не соответствует визуальным и вкусовым представлениям. Причин может быть большое множество, но факт остается в вашей тарелке. Такая символика будет не особо приятна персоналу, зато есть повод поинтересоваться глубинными причинами такой оценки. Официант может уточнить недостатки и, согласовав с менеджером, есть шанс оставить приятное впечатление о заведении небольшим украшенным десертом от самого заведения.
«Обслуживание не понравилось»
Если вам попался официант с плохим настроением, более того — он испортил его вам, есть вариант, который может дать понять, что «обслуживание не понравилось!». Такой жест можно использовать, если при обслуживании, сначала принесли стейки, когда уже стейки наполовину съели, принесли хлеб, а когда стейки закончились, принесли соус к стейкам. Не редко ведь случается, правда? Исходя из того, что подача и обслуга была наоборот — ставим приборы варианта «уносить не надо» и поворачиваем тарелку на 180°. Приборы можно сразу поставить вверх ручками. После такого отношения обслуживающего персонала к гостям, расположение приборов слева или справа не входит во внимание. Сам факт того, что обслуживание неправильное, показывают перевернутые приборы.
«Не хватает доброжелательной улыбки»
В случае вполне сносного обслуживания, но нехватке гостеприимства, в процессе употребления пищи можно сделать демонстративную краткосрочную паузу в адрес обслуживающего персонала жестом «Не хватает доброжелательной улыбки!». Так вы напомните официантам о гостеприимности, вежливости, доброжелательности и улыбчивости.
«Принесите жалобную книгу»
Самый «страшный» жест языка столовых приборов — «принесите жалобную книгу!». За основу берем комбинацию «закончил трапезу» с параллельным расположением приборов и образно переворачиваем на 180°. Приборы можно положить сразу на поверхность тарелки ручками вверх. Какой прибор слева, какой справа, в данной ситуации значения не имеет.
«Все очень понравилось!»
Если же вы остались довольны блюдами, обслуживанием и планируете стать постоянным гостем, используйте комбинацию «Все очень понравилось!». Единственный нюанс такого положения — нежелательно вставлять нож в средние зубцы вилки, так как это будет трактоваться как «Блюдо не понравилось!». Для контакта лезвия ножа с зубцами вилки необходимо использовать крайние зубцы.
«Все просто чудненько!»
Напоследок хотелось бы представить немного кокетливый жест, похожий на сидящую девушку в позе «нога на ногу». Самое главное — этой капризной особе угодили на все 100%. Подняли тонус и настроение, и это все благодаря слаженной работы целого коллектива гостеприимного заведения. Этот жест гостья в знак благодарности может адресовать своему спутнику.
Зная такие нехитрые комбинации расположения приборов, можно показать свое отношение ко всему происходящему, но и подать знаки грамотному персоналу. Последний в свою очередь сможет быстро исправить положение, если это еще возможно.