Бобур Исмоилов о «Вечном Городе»: Мы не преследовали цель сделать «Диснейленд»
Уникальный историко-этнографический парк «Вечный Город» является сердцем нового туристического комплекса Silk Road Samarkand. Эксклюзивно для Afisha.uz, автор и куратор проекта Бобур Исмоилов рассказывает о новой концепции путешествий в Жемчужину Востока и личном опыте участия в создании знакового для региона комплекса.
Конец лета и осень — горячий сезон для путешествий в Узбекистан. В этом году концепция туризма в нашу страну заметно усилится через появление на точках маршрута абсолютно новых инфраструктурных объектов и туристических услуг. Самая масштабная трансформация — в Самарканде.
Ярким событием этого лета и высокого туристического сезона 2022−23 станет масштабный проект Silk Road Samarkand, призванный стать символом Нового Самарканда и новых туристических возможностей региона. Это многопрофильный туристический центр, объединяющий объекты делового, культурного, медицинского и гастрономического туризма.
На территории в 260 гектаров расположились 8 отелей, способные принять до 3 000 гостей одновременно, парк с большим количеством редких деревьев, конгресс-центр, Гаштак (искусственное озеро для рыбалки), центральная площадь с поющими фонтанами и коттеджный городок Eco Village.
Сердцем всей этой экосистемы станет уникальный историко-этнографический парк «Вечный Город», построенный по проекту Бобура Исмоилова — одного из наиболее ярких представителей современного изобразительного искусства Узбекистана.
Площадь «Вечного Города» — более 10 гектаров, на его территории построено 44 уникальных аутентичных здания. В парке развернут свою деятельность ремесленники из регионов Узбекистана.
Мы поговорили с Бобуром Исмоиловым о его детище и делимся с вами выжимками из интервью. Полная видеоверсия интервью в стенах «Вечного Города» появится в скором времени на нашем Youtube-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Почему парк называется «Вечный Город»?
Потому что Самарканд — это вечный город. Он ровесник Рима, а может и старше. «Вечный Город» можно называть как угодно — этнографический парк, комплекс ремесел, культурологический или туристический центр. Хотелось создать такое пространство, где туристы или узбекистанцы могли бы не просто посмотреть эту архитектуру, но и тактильно прикоснуться к мастерским, к мастерам, художникам, которые будут населять все это пространство, ощутить атмосферу древнего города.
Какова концепция парка, его философия? Какие цели и задачи он преследует?
Может, будет громко сказано, но «Вечный Город» является доминантой всего комплекса Silk Road Samarkand. И, соответственно, цели и задачи здесь стоят глобальные.
«Вечный Город» создавался не для того, чтобы развлекать людей. Обратите внимание, здесь нет ни одного аттракциона, никаких современных развлечений. Здесь совершенно другая философия.
Мы не преследовали цель сделать «Диснейленд». Здесь нет никакой фальши — ни на фасадах, ни в интерьерах. Мы не копировали ни один архитектурный памятник Узбекистана — ни Регистан, ни Ичан Калу. Кроме этого, принципиальная позиция была в том, чтобы каждое здание, каждое убранство, каждый декор были уникальными и не повторялись, не дублировались. Вы не увидите здесь двух одинаковых зданий.
Всё, что вы видите здесь — всё настоящее, придуманное нами и сделанное руками. Здесь нет ни одного заводского кафеля или каких-то современных строительных материалов, штамповок, ничего такого мы не использовали. Мы пытались добиться полной аутентичности. И эта аутентика будет интересна не только иностранным туристам, но и самим узбекистанцам.
Концепцией архитектурного решения «Вечного Города» мы хотим показать, что современные мастера являются носителями генома мастеров, которые создавали великие памятники столетия и тысячелетия назад. Что история народа продолжает жить и существовать в каждом из нас, что мы не растеряли, не уничтожили всё, а наоборот, приумножили. И продолжаем двигаться в динамике современности, сохраняя свои тысячелетние традиции.
Возможность сохранять ремесла, изобразительное искусство, старые какие-то школы — это очень важный аспект, который мы преследуем. Мы хотим вернуть народ к истокам и показать, что это так же актуально, как что-то очень современное.
Я абсолютно уверен в том, что это очень полезная и важная история для дальнейшего развития ремесел и изобразительного искусства, для поднятия самосознания, для будущего развития и большего раскрытия возможностей нашего прекрасного, талантливого народа. Ну и, в конце концов, это колоссальный импульс для развития туризма.
Как долго длилось строительство и с какими проблемами вы столкнулись в процессе?
Проекту «Вечного Город» три года. Год я чертил проект, рисовал, утверждал, а последние два года ведётся строительство. И практически всё это время я нахожусь здесь, на стройплощадке.
Если бы вы увидели это место два года назад, вы бы не поверили, что такой масштабный проект возможен. Здесь вообще ничего не было, только гребной канал, построенный в советское время, а вокруг — голая степь.
Очень забавный был момент критики: люди, не разобравшись и не вникая, бросались камнями, говорили: «Вы разрушаете Самарканд». Но на этой территории Самарканда не было. Мы его не разрушаем, а расширяем. Я абсолютно убеждён, что любой город должен развиваться, строить новые памятники архитектуры, новые здания и так далее. Я думаю, в дальнейшем это будет эпицентр большого нового современного Самарканда. И меня это радует, потому что тот самый исторический Самарканд, возможно, оставят в покое.
Что интересного будет происходить на территории парка? Как он будет работать?
Этот парк не будет работать в каком-то стабильном режиме с единым планом. Здесь будут проходить большие выставки, большие мероприятия, арт-форумы, симпозиумы художников, международные фестивали ремесленного искусства, прикладного искусства, музыкальные, этнографические, фольклорные, большие концерты.
Это прекрасная площадка, на которой можно будет реализовывать любые фантазии для творческих людей. Практически, это такой кубик Рубика. Его можно крутить, вертеть и делать всё, что угодно. Тут очень много пространства для всевозможных интересных проектов.
Здесь более 40 мастерских, в которых будут работать около 150 мастеров. У нас уже началось заселение мастеров. Здесь представлены практически все регионы Узбекистана: художники, мастера, ремесленники — они готовы приехать, и многие из них уже приехали. Они заселяются, получают мастерские и работают здесь.
Ну и, конечно, в промежутке это все будет постоянно работать, будет открыто. Чайханы, винные дегустационные, большие рестораны, малые точки общепита… Это место рассчитано на круглогодичную эксплуатацию. Но правильнее будет сказать, что этот парк будет жить всегда, независимо ни от чего. В любое время года он будет прекрасен, потому что я здесь уже увидел все времена года.
Довольны ли вы результатом вашего труда?
Я художник, мое призвание — фантазировать, придумывать сказки. И мне кажется, наша сказка удалась. Конечно, с участием огромного количества мастеров, строителей, инженеров, электриков, специалистов узкого профиля… Но самое важное — это абсолютное доверие заказчика. Я бесконечно благодарен за это. На уровне идей и их реализации у меня был полный карт бланш.
Совместный труд тысяч людей воплотил эту сказку в реальность. В процессе строительства было очень много интересных экспериментов, необычных решений. И, конечно, это было очень любопытно. Я думаю, для всех, кто участвовал и продолжает участвовать в этом строительстве, это очень мощная историческая веха в их творческой судьбе и очень большой опыт. Был проделан колоссальный объем работы: и керамика, и резьба по дереву, и фигурные кладки кирпича, и ганч, и роспись, и торевтика, и работа по металлу…
Но нужно понимать, что конечный результат пока не достигнут. То, что мы сделали — это только полдела. Не эти здания — главные герои здесь. Главные герои — это люди, которые будут населять это пространство, которые будут здесь работать, общаться, угощать, любить, делить свою любовь…