Обзор выставки «Женщины Узбекистана: Преображение в искусстве и истории»

Опубликовано· 967
Обзор выставки «Женщины Узбекистана: Преображение в искусстве и истории»

Редактор «Афиши» посетила фотовыставку и делится впечатлениями о том, почему она стоит вашего внимания.

Многогранная и завораживающая выставка «Женщины Узбекистана. Преображение» соединяет в себе историю и искусство и предлагает нам уникальную возможность окунуться в мир их жизни, творчества и эволюции.

История обретения свободы и независимости раскрывается нам с помощью фотографий и видеоматериалов, занимающих один из главных залов в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. Локация выбрана неслучайно — приглушенный свет и деревянная галерея, где располагаются снимки, позволяют зрителю погрузиться в мир выставки с головой. С первых фотографий перед нами начинает разворачиваться история: женщины узбекистана в парандже.

Стенд за стендом мы погружаемся сначала в 1920—1930 годы, когда в Узбекистане происходили активные преобразования в положении женщин: деятельность борцов за прогресс, джадидов, стремящихся к гендерному равенству и эмансипации и критикующих традиционные порядки. Именно отсюда начинается развитие компании «Худжум» — появившейся после указа о запрете паранджи и чачвана, и ставившей себе цель изменить традиционный образ жизни и включить женщин в общественно-политическую сферу. Здесь мы встречаем хроники с курсов ликбеза для женщин, женских клубов, изображения девочек-физкультурниц и символичные фотографии узбекских женщин с открытой паранджой.

Дальше идут кадры женщин, которые в то время принимали какое-либо участие в государственной и социальной жизни страны: это и активистки на слёте женщин Октябрьского района, города Ташкента на стадионе имени Пушкина, 35 года, и кадры съезда женской молодежи 38 года, и ученицы школ и физкультурных кружков, мастерицы, актрисы и художницы.

Помимо фотографий, выставка предлагает также несколько материалов, среди которых представлен отрывок документального фильма Эльджона Аббасова «Узбекская мадонна», который рассказывает о состоянии кинематографа в период борьбы женщин за эмансипацию. Печальные события того времени, история жертв этой борьбы очень ярко раскрывается на экране, сопровождаемая комментариями историков и экспертов.

Так, мы плавно вступаем в 1940-е годы, Великой отечественной войны, когда женщины Узбекистана проявили свой исключительный героизм и самоотверженность. Заменили мужчин на фабриках, заводах, строительстве, даже на рудниках и шахтах, овладевая мужскими профессиями. Здесь представлены кадры работниц у станка, активисток, спортсменок, работниц государственных учреждений, преподавателей, институтов и кафедр.

Семидесятые годы также начинаются хроникальными кадрами женщин активных участниц технической, научной и гуманитарной сфер. Старший научный сотрудник института языка и литературы, член корреспондент Хасият Камилова, секретарь центрального комитета коммунистической партии Узбекистана Рахимбабаева Захро и даже шофёр ташкентского таксомоторного парка Фатима Тураходжаева встретят гостей в этой части выставки, а вместе с ними еще много фотографий женщин преподавателей и научных работников того времени.

Последняя часть зала, а вместе с ней и конец выставки посвящен современному времени. Здесь наша черно-белая до сих пор история неожиданно приобретает яркие оттенки. Начиная с 1990-х годов и по сегодняшний день здесь иллюстрируются женщины современные — спортсменки, мамы или еще молодые девушки, певицы, мастерицы, студентки и просто красавицы. Пожалуй, это единственная вещь, которая объединяет все фотографии выставки, начиная с самых ранних годов и до изображений 2024 года — на вас смотрят прекрасные, гордые и вызывающие искреннее восхищение женщины с горящими глазами.

Последняя фотография, завершающая выставку — изображение Диеры Келдиеровой. Фотография очень символичная, оставляющая приятное послевкусие от выставки и дарящая надежду на будущие подвиги женщин Узбекистана.

Посетить выставку «Женщины Узбекистана. Преображение» можно будет до 27 сентября.

Снежана Самойлова
Автор
Снежана Самойлова