Миниатюра: живой дух Узбекистана на полотнах Анвара Бобобекова

Опубликовано· 4 176
Миниатюра: живой дух Узбекистана на полотнах Анвара Бобобекова

Окунуться в мир искусства миниатюры и увидеть, как мастерски художник создает целые миры на небольших полотнах, сохраняя и передавая дух Узбекистана, можно было на выставке, недавно состоявшейся в большом выставочном зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы.

В Академии художеств Узбекистана с 19 по 25 августа проходила выставка «Изящество» художника-миниатюриста Анвара Бобобекова, посвящённая 33-й годовщине Независимости Республики Узбекистан. Мастер представил более тридцати работ среди которых были как классические для миниатюры мотивы, так и персональные идеи автора.

Вообще, миниатюра в Узбекистане имеет долгую историю развития. Тонкие и изящные изображения, служившие украшением книг, рукописей и интерьера, создавались уже в 13 веке. Разумеется изначально такой вид украшательства был доступен только высшему сословию, ханы и баи приглашали искусных художников к себе во дворцы, и чем тоньше и ярче творец мог выполнить рисунок, тем дороже стоила его работа. Такие картины могли изображать исторические события, например, охоту или битву, торжественные или частные встречи или музыкальные выступления. Художники рисовали тонкими кистями по разным поверхностям — от бумаги до стен дворца.

Сегодня славная традиция миниатюры продолжает жить и довольно активно. Изящные картинки служат в качестве сувениров, подарков и просто красивых изображений, которые можно изучать бесконечно долго. Такими картинами как раз являются миниатюры Анвара Бобобекова. Художник обучался своему редкому искусству в мастерских К. Гапирова, Е. Корольковой и Ф. Хаитова.

На выставке было представлено более 30 работ мастера. Если говорить точнее 35 миниатюр, тематика которых варьировалась от классических, как «Плач любви», «Охота на оленя», «Царство фей» до менее традиционных вроде «Океана», «Волшебной мелодии» и других. Картины охватили период творчества художника с 2008 по 2021 годы, расположившись в двух залах.

В картинах «Гранат», «Розы» и «Букет» художник демонстрирует свою страсть к цветам. Что, собственно, и является фокусом выставки — триптих «Изящество», три нежные, искусные миниатюры, посвященные цветам. Художник не только мастерски передает свои эмоции на холсте, но и дает возможность зрителям прочувствовать их. Нежные, но насыщенные оттенки особенно хороши, когда любовь к цветам сочетается у мастера с птицами, и тогда на свет появляются настоящие шедевры, как «Пир павлинов». Творец очень любит тонкость, его работы полны мелких деталей, которые можно находить и изучать очень долго, черта, доставшаяся ему в наследство от иранских миниатюристов.

Восточные мотивы ярко отражаются в миниатюрах «Вышивальщица», «Мелодия ная», «Сад мечты», «На берегу Анхора», которые изображают нашу жизнь сегодня и вчера. Классические пропорции лиц и тел, изображение тканей, музыкальных инструментов и фигур, навевают самые теплые воспоминания о старинных узбекских сборниках стихов и газелей, перенося зрителя в прошлое.

Снежана Самойлова
Автор
Снежана Самойлова
Фотограф: Международный Караван-сарай Культуры Икуо Хираямы