Фильм, который ждали 40 лет: оправдал ли «Мегалополис» ожидания?

Опубликовано· 2 192
Фильм, который ждали 40 лет: оправдал ли «Мегалополис» ожидания?

Трудно сказать, кому можно рекомендовать этот проект, который выглядит как безумная фантазия деда.

Признаться, я не верил в то, что амбициозный «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы действительно является одним из худших фильмов 2024 года. Было ощущение, что именно ожидание зрителями чего-то грандиозного сыграло злую шутку, ведь проект является страшным долгостроем, которому даже Джеймс Кэмерон позавидовал бы.

Коппола вынашивал идею «Мегалополиса» более 40 лет и производство фильма сталкивалось с многочисленными препятствиями, которые затрудняли его реализацию: тут финансовые трудности, смена концепций и кастинга, а потом режиссер вообще сосредоточился на своей винодельне. Даже роковое 11 сентября внесло свою лепту.

В общем, несмотря на сложности и долгий путь, Коппола наконец смог воплотить в жизнь свой давний замысел, который оставался для него важным на протяжении нескольких десятилетий. Давайте разбираться, так ли плох «Мегалополис». Спойлер: да.

В американском городе Новый Рим архитектор Цезарь Катилина — умеющий останавливать время лауреат Нобелевской премии и глава дизайнерского бюро — проектирует идеальный мегаполис будущего, где все будут счастливы. Построить его он планирует с помощью им самим же изобретенного волшебного материала мегалона. Против такого подхода и самого Цезаря активно выступает мэр Цицерон, зато мэрская дочь Джулия сначала увлекается проектами Катилины, а потом и им самим.

Как вы поняли, сюжетная линия фильма отсылает к историческим событиям, в частности к заговору Катилины в Древнем Риме, перенося их в контекст современного мегаполиса. Те, кто часто думает о Римской империи, вы довольны? Еще Коппола старается исследовать нелегкие темы власти, коррупции, идеализма и борьбы за прогресс, проводя параллели между упадком римлян и современным обществом. Получилось в меру понятно.

Но, несмотря на богатый тематический материал, повествование страдает от излишней претенциозности и перегруженности символизмом, что затрудняет восприятие основной идеи. А самая вкуснятина кроется в монтаже, ибо тот, кто занимался им — чертов гений. Таких резких переходов и отсутствия связности между сценами я давно не видел. Тебя будто засунули в стиральную машину с конфети, фонариками и грязной майкой-алкоголичкой, при этом приговаривая, что сейчас будет самый психоделический и длинный клип в твоей жизни.

Режиссерская работа Копполы иногда все же демонстрирует признаки красоты и заметное стремление к созданию визуально впечатляющего мира, но эти задники в большинстве сцен… допустим, это стиль такой и я просто пытаюсь придраться. Музыкальная партитура, созданная Освальдо Голиховым местами неплохо играет на атмосфере фильма, сочетая современные и классические мотивы.

Если с визуалом и повествованием разобрались, пора переходить к, возможно, лучшей части фильма. Адам Драйвер в роли Цезаря привносит в образ глубину и сложность, передавая внутренний конфликт между идеализмом и реальностью. Джанкарло Эспозито в роли мэра Цицерона воплощает харизматичного и коварного политического деятеля, противостоящего новаторским идеям Катилины.

Второстепенные персонажи, исполненные шикарной Обри Плазой, и Натали Эммануэль, добавляют разнообразие, но их образы остаются недостаточно раскрытыми. Еще в фильме есть Шайа ЛаБаф о котором сказать хочется многое, но без спойлеров не обойтись, поэтому просто пропускаем его.

Но знаете, даже тут не обошлось без проблем, потому что некоторые сцены получились настолько переигранными, что не понимаешь, ты смотришь дешевую театральную постановку или все же фильм с профессионалами своего дела. Местами хотелось упасть со стула со смеху или даже «кринжануть».

«Мегалополис» представляет собой смелую попытку Копполы создать эпическое полотно, отражающее сложность современного общества через призму исторических аллюзий. Но, эти самые аллюзии получились настолько сумбурными и хаотичными, что хочется встать и уйти уже на середине фильма. Несмотря на впечатляющую визуальную составляющую и сильную актерскую игру, картина страдает от излишней амбициозности, а также отвратительными монтажом и повествованием.

Честно, я не знаю кому рекомендовать проект, который, выглядит как фарсовая и безумная фантазия деда. Можно было бы сказать, что ценители авторского кино, любители подумать о Римской империи и поклонники творчества Копполы точно оценят, но есть некоторые сомнения. Если вам дико хочется посмотреть, что такого натворил Коппола в деле всей его жизни, оставайтесь дома и включайте его на домашнем экране. Целенаправленно идти на него не стоит.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов