Зумерская «Красотка» с привкусом алкоголя: обзор фильма «Анора» и вопрос отмены в Узбекистане
Заслужила ли картина отмену в Узбекистане? Спойлер: нет.
Ну что, дорогие мои, состоялся цифровой релиз той самой «Аноры». Картина не только стала триумфатором Каннского фестиваля, но и пролетела со свистом мимо нашего проката из-за причин, о которых все и так прекрасно знают, но мы обязательно поговорим об этом ближе к концу. Тем не менее, теперь каждый желающий может посмотреть один из лучших фильмов этого года… если не самый лучший.
Наша героиня — Анора, стриптизерша с узбекскими корнями, работающая в бруклинском клубе. Ее жизнь меняется, когда на горизонте появляется Ваня — сын российского олигарха, сбежавший от родительской опеки в мир американских развлечений. После «сближения» и недели, проведенной вместе, они решают пожениться в Лас-Вегасе. Но, как говорится, не все так гладко в датском королевстве: родители Вани не в восторге от выбора сына и уже на пути в Америку, чтобы аннулировать брак.
Если общими мазками, то у Шона Бейкера (режиссер, сценарист, продюсер и монтажер проекта) получилась зумерская «Красотка» (с Джулией Робертс и Ричардом Гиром), которую поначалу трудно переваривать. Как бы это сказать… ты не понимаешь, что вообще смотришь до момента свадьбы героев. Вечеринки, наркотики, алкоголь, секс и так по кругу, и все это в течении доброй трети фильма.
Можно понять, что Бейкер стремился показать, что в мире есть только две валюты — деньги и секс, но можно было все это сократить минут на 15, и посыл никуда бы не делся. В общем, только после свадьбы начинается нормальный фильм… нет, хороший фильм… даже отличный.
С головой окунув зрителя в разврат, Бейкер начинает выдавать неограненный бриллиант о маргинальных меньшинствах, буйную картину о двух культурах — русской и американской, и двух языках — русском и английском, поэтому советую смотреть картину в оригинале. Гарантирую, вы не пожалеете. То, как Шон мастерски балансирует между жанрами, создавая незабываемую трагикомедию, мое почтение.
Уважения заслуживают и актеры. Главная звездочка фильма, это, конечно же Анора в исполнении Майки Мэдисон, которую когда-то избил Брэд Питт и сжег Леонардо Ди Каприо в «Однажды в… голливуде». Ее героиня сочетает в себе сложность и глубину, наивность с жизненной мудростью (иногда), а ее попытки говорить по-русски вызывают умиление. Да и в целом, когда актриса на экране, она полностью владеет вашим вниманием.
Марк Эйдельштейн в роли Вани — типичный «золотой мальчик», который хочет всего и сразу, но без последствий. С самого начала не вызывает ничего, кроме раздражения. А как говорится, если твоего персонажа ненавидят, то считай, ты справился с ролью. И в каком месте он русский Тимоти Шаламе? Объясните, пожалуйста.
Особо стоит отметить Юру Борисова и Ваче Товмасяна в роли «решал», работающих на священника Тороса (Карен Карагулян), который, в свою очередь, работает на семью Вани. Троица выдала очень точную эмоциональную передачу своих образов, а их попытки вернуть Ваню на путь истинный вызывают искренний смех.
Но не одними хиханьками да хаханьками едины. Ближе к концу напряжение нарастает и наступает эмоциональный катарсис. И тут у меня возникло двоякое чувство: с одной стороны, Анору действительно жалко; с другой стороны, она ведь знала, что у Вани вместо здравого рассудка — жижа из наркотиков и алкоголя. Сама виновата, что доверилась такому козлу. Если вы это считаете спойлерами, то поздно, ведь на слове «трагикомедия» уже все было понятно.
И последние секунды вызывают мягкое недоумение. Тут не буду портить впечатления, но скажем так, тот фанфик, который вы придумывали себе на протяжении всего фильма с появлением одного конкретного персонажа, станет реальностью. И даже при этом, хеппи-энда ждать не стоит. А с другой стороны — все получили то, что заслужили.
А заслужила ли «Анора» быть триумфатором Канн при всех вышеописанных переменных? Скорее да, чем нет. Это вполне жизненная и поучительная история, без излишней драматизации фокусирующаяся на подлинных эмоциях и переживаниях своих героев, но без хорошего финала и с привкусом водки. Фильм поднимает темы культурных различий, семейных ценностей и поиска себя в мире, где деньги решают многое. Рекомендуется к просмотру всем, кто хочет увидеть жизнь иммигрантов в США без розовых очков и с долей здорового сарказма.
И заслужила ли «Анора» отмены в отечественном прокате по всем известной причине? Вообще нет. Фильм мало того, что никак не затрагивает темы узбекского народа, менталитета и культуры, так он даже вслух не проговаривает этого.
Тут можно докопаться и указать на синопсис фильма, что у героини фактически есть узбекские корни, но давайте перестанем жить в сказке и делать вид, что не существует работниц секс-индустрии узбекского происхождения. Да и сам фильм никак не защищает и не потворствует тому, чем занимается Анора, от чего у любой девушки вряд ли возникнет желание рвануть в США и искать по стрип-клубам своего суженного-ряженного.
Можно докопаться еще раз и сказать: «но ты сам говорил, что первые 40 минут фильма — это сплошной разврат». Да, но простите, у нас «Субстанцию» в этом году показывали. И для регулирования всего этого в нашей стране существует «возрастной рейтинг», что некоторые наши кинотеатры игнорируют и продолжают пускать детей на фильмы «18+». И, возможно, я сейчас шокирую кого-то, но, если фильм потенциально может задеть вас или нанести ментальное фаталити, вы можете просто не идти на него.
Я все понимаю, мы живем в той вселенной, где на западе каждый второй — это оскорбившаяся неженка, которая осуждает то, что даже не смотрела и в чем не удосужилась разобраться. Но было крайне удивительно наблюдать признаки этих особенностей мышления у наших соотечественников. Я сейчас не драматизирую и не подкалываю, но все выглядит именно так. А самое классное, что виноваты тут не прокатчики.
Просто чтобы вы знали героев в лицо, Фаррух Туляганов (основатель кинотеатров Salom, Parus и других) уговаривал «Агентство кинематографии» хотя бы посмотреть фильм, а потом уже решать, «казнить или помиловать». Есть в этой истории странности, связанные с присутствием представителей «Агенства» на 77-м Каннском фестивале. То есть, они могли посмотреть фильм и уже после этого запретить его. Но, тогда становится еще смешнее. И озвученная теория заговора была отменной, мне понравилось.
В общем, случился превентивный удар без разбирательств туда, от куда был лишь маленький намек на угрозу. И просто посмотрите интервью с Фаррухом Тулягановым и Эльдаром Юлдашевым, куратором экранного контента в холдинге Revolution Entertainment. И большое спасибо Фарруху, Эльдару и всем причастным за попытки ввоза фильма в Узбекистан.
Какой вывод можно сделать из этого? Нам необходимо открыто обсуждать актуальные проблемы любыми способами (кино, музыка и так далее). Если же мы сами не готовы заниматься созданием такого контента, то, по крайней мере, нельзя ругать тех, кто это делает, причем качественно и успешно. В противном случае мы только дискредитируем себя, демонстрируя миру такие взгляды, над которыми любой здравомыслящий человек будет только смеяться.