Когда слова не нужны: что ждать от хоррора «Тихое место: Азраэль»?

Опубликовано· 852
Когда слова не нужны: что ждать от хоррора «Тихое место: Азраэль»?

Если хотите почувствовать себя, как в артхаусном кошмаре с налетом религиозного фанатизма и оживших трупов — этот фильм для вас.

«Тихое место: Азраэль» — это тот редкий случай, когда локализаторы названий фильмов попали в точку. Даже учитывая, что они в очередной раз позаимствовали название у другого популярного ужастика, оно в полной мере передает суть фильма. Иначе на просто «Азраэль» вряд ли кто-то согласился бы пойти.

В мире фильма после некоего события речь стала считаться грехом. В центре сюжета — девушка Азраэль (Самара Уивинг), убегающая от религиозной общины, которая явно преуспела в своем искусстве быть жестокими. Они под чьим-то злым влиянием решают принести ее в жертву странным зомби-подобным монстрам, которые бродят по лесу, но ей удается освободиться и сбежать. Пытаясь разыскать своего парня, которого поймали вместе с ней, девушка вступает в противостояние с сектантами.

Начнем с местных монстров. Эти обугленные создания, хотя и выглядят как что-то, выбравшееся из глубин ада или фильма «Спуск», не всегда внушают страх — скорее недоумение. Все дело в их поведении: сначала фильм четко дает понять, что они передвигаются очень медленно и реагируют на запах крови, но к середине они уже начинают носиться, как ужаленные, и реагировать на шум. Понятно, что в хоррорах логика не особо важна, но эти резкие смены правил сбивают с толку, как и предсказуемые сюжетные повороты и нелогичные решения персонажей.

Что точно не вводит в состояние недоумения, так это атмосфера. Фильм можно, даже нужно, отнести к «фолк-хоррорам». Это тот поджанр, который фокусируется на народных традициях, мифах и суевериях, особенно тех, которые связаны с сельскими или изолированными сообществами. И у «Азраэль» получается погрузить в мрачную атмосферу религиозных символик и лесов. И на всякий случай еще раз проговорю, в фильме почти вообще не будет диалогов.

Концепт безмолвного фильма — это смелый шаг, где приходится полагаться на актерскую игру и визуал. Самара Уивинг, племяшка того самого Агента Смита из «Матрицы» и Элронда из «Властелина колец», вытягивает фильм своей игрой, превращая Азраэль в сильную и решительную героиню, которая умудряется пройти через весь этот ад, не говоря ни слова. А тому, сколько физического урона она приняла на себя за весь фильм, позавидует любой маскулинный герой боевика. И раз уж заговорил про боевик, фильм, конечно, не скатывается в глупый экшен, но он постоянно в движении и все действие происходит буквально за сутки, то есть заскучать почти не удастся. Да и фильм идет всего 1 час и 20 минут.

Визуальные эффекты в фильме тоже завораживают. Есть кадры, которые можно было бы повесить на стену. Это мастерски созданные моменты, которые добавляют атмосферности, но их, к сожалению, недостаточно для полного погружения. Казалось бы, такой фильм мог бы цеплять своей необычной концепцией и визуальной составляющей, но в итоге он часто теряет динамику и вызывает больше вопросов, чем ответов, особенно в финале.

Конец — это еще одна тема для обсуждений. Кровавая развязка, множество смертей и метафорический намек на ад на земле… а потом — бац, и конец, словно режиссер сказал: «Ну и хватит с вас, вон от сюда». Некоторые зрители, возможно, оценят такую смелость, но предполагаю, что большинство будет чувствовать себя обманутыми, ведь самое интересное происходит буквально в последние минуты.

В итоге, «Тихое место: Азраэль» — это фильм, который привлекает внимание своей необычной подачей и атмосферой, но отталкивает из-за отсутствия внятного сюжета или глупости в действиях персонажей. Если хотите почувствовать себя, как в артхаусном кошмаре с налетом религиозного фанатизма и оживших трупов — этот фильм для вас. Но, если вы хотите логики и внятности происходящего, то лучше пройти мимо, но этим грешат вообще все хорроры, поэтому можно сделать скидку.

И придя домой после сеанса, я узнал, что фильм оказывается уже вышел в цифровом формате… м-да. Учитывая, что фильм снят за копейки, при этом оставаясь напряженным и даже драйвовым, посмотреть дома его точно стоит, если не хочется никуда выходить.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов