Повторение – мать «мучения»: почему сиквел «Платформы» уже не впечатляет?

Опубликовано· 700
Повторение – мать «мучения»: почему сиквел «Платформы» уже не впечатляет?

Со всеми его плюсами, проект не может предложить ничего принципиально нового, а старое выглядит затертым и уже особо не впечатляет.

Первая часть «Платформы» в свое время обсуждалась всеми. Это был целый подарок для зрителей, застрявших дома из-за пандемии. Да что уж говорить, фильм заслуженно стал самым просматриваемым проектом Netflix на испанском языке. И вот, стриминг вместе с режиссером Гальдером Гастелу-Уррутией произвели на свет сиквел. Стоило ли это того? Наверное, да, но при условии, что создателям есть что сказать. В случае с «Платформой 2», оказалось, что сказать особо нечего. Давайте разбираться, почему сиквел «Платформы» уже не впечатляет.

Проект работает по тем же правилам, что и первая часть: заключенным предоставляется выбор, что они будут есть каждый день, а также они могут выбрать любую вещь, которая будет их утешать или защищать в Яме; каждый месяц, случайным образом, заключенных переносят с одного уровня на другой; верхним уровням достается больше еды, а нижние обречены на голодную смерть.

Главная героиня Перемпуан (Милена Смит) просыпается на 24 уровне. Она — новенькая и делит камеру с другим новоприбывшим по имени Замиатан (Ховик Кучкерян). Она заказала в качестве еды крокеты, а он — пиццу. Оба узнают, что заключенные-ветераны, установили по началу кажущуюся справедливой систему: заключенные могут есть только ту пищу, которую выбрали сами; вы не должны есть пищу тех, кто погиб; единственный способ, которым вы можете есть что-то другое — это заранее договориться с кем-то другим об обмене трапезой.

И у всей этой новой системы есть очень много минусов. Не хотелось бы раскрывать все карты, но скажем так, все скатится в гипернасилие, не ценящее человеческие жизни, во имя полурелигиозной идеи. И тут вспоминается, насколько основая мысль и задумка первой части была свежа и хороша своей моралью, хоть и немного претенциозна. А во второй раз чувство новизны просто испарилось, оставив за собой лишь привкус разочарования. Почему? Да потому что ничего нового сказать сиквел не может. И ладно, если бы он продолжал идеи первой части, но он их просто повторяет.

Новый набор героев тоже не особо впечатляет. Перемпуан — центральный персонаж фильма, на котором держится основной сюжет. Она — сильная, но эмоционально уязвимая женщина, которая вынуждена бороться не только за свое физическое выживание, но и за моральное. Но ее образ недостаточно проработан и она будет оставаться шаблонной героиней до самого конца.

Замиатин должен был привнести в фильм дополнительную глубину. Несмотря на мучения, которые он испытывает, в нем все еще теплится искра оптимизма. Однако его персонаж тоже страдает от поверхностной проработки и не вызывает достаточно сильного эмоционального отклика. А диалоги между ним и Перемпуан хоть пытаются в «философию», но часто звучат искусственно.

Все второстепенные персонажи вообще почти не запоминаются. Их истории не вызывают ни сочувствия, ни интереса, а многие из них просто существуют для того, чтобы быть жестоко убитыми или подвергнутыми пыткам. Тут удивило лишь появление Наталии Тены (Тонкс из фильмов про Гарри Поттера).

И раз зашла тема о персонажах и жестокости, даже самые ужасные сцены насилия и психологического давления, которые в первой части вызывали шок и ужас, теперь кажутся вынужденными, как будто режиссер специально старается вытянуть хоть какую-то реакцию из зрителя. В некоторых моментах эффект будет сильным, но без того философского подтекста, который был в первой части, проект больше похож на карусель насилия ради насилия.

И, конечно, нельзя не упомянуть новый порядок внутри Ямы. Попытка создать систему, где каждый должен заботиться о том, кто ниже его, звучит как неплохая утопическая идея, но ее реализация очень сомнительна. В итоге, эта идея становится лишь еще одной сломанной надеждой на справедливость в этом мире, что, возможно, и является главной темой фильма: как мы все обречены ломаться в системе, которая нас пожирает.

Таким образом, мораль сводится к циничному взгляду на человеческую природу и систему, в которой люди вынуждены сосуществовать. Фильм критикует не только социальное неравенство, но и показывает, что любые попытки создать справедливость могут привести к еще большему разрушению. Но повторюсь, все это мы уже видели в первой части.

Интересные моменты, безусловно, есть. Визуальные решения, как игра с перспективой и цветами, играют фильму на руку. В плане сюжета вас тоже ждут неплохие сюрпризы. В середине фильма все вообще переворачивается с ног на голову, из-за чего меняется все представление о проекте, особенно если вы избегали любых промо-материалов или трейлеров. И наконец, нам покажут, каким образом работники Ямы тасуют заключенных между этажами.

В итоге, «Платформа 2», со всеми ее плюсами, не может предложить ничего принципиально нового, а старое выглядит затертым и уже особо не впечатляет. Если вам понравилась первая часть, естественно, лучше посмотреть и сиквел, но будьте готовы к осознанию того, что вы читаете школьный реферат, выдающий себя за дипломную работу.

Создатели фильма решили, что повторение — мать «мучения», и снова бросили нас в ту самую Яму, только с новыми изюминками в законах вселенной фильма. Не более.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов