Музыкальный кошмар: как «Джокер: Безумие на двоих» растрачивает свой потенциал?
Мир уже давно смеется вместе с Артуром, только вот смех этот совсем не веселый.
Мы ждали этого целых пять лет. Принц преступного мира Готэма вернулся, но это не просто продолжение истории Артура Флека, а целое музыкальное путешествие в его разбитую и поющую душу. Режиссер Тодд Филлипс вместе с командой решил еще раз поэкспериментировать с жанрами, пригласив нас на новый спектакль, где сцены мрачной драмы перемежаются внезапными музыкальными номерами.
Начнем с нашей пары — Артур и Харли, которая здесь зовется Ли, но давайте называть ее по-простому — Харли. Ее играет небезызвестная Леди Гага, которая, кажется, должна была по-новому засиять на экране своим талантом. Но, увы, ее персонаж так и не смог полностью раскрыться. Вместо сильной и дерзкой Харли мы получаем полусобранный образ, запутавшийся в собственных эмоциях и песнях, не совсем понимающий, зачем она здесь вообще оказалась. Вроде как танцует и поет, вроде как любит, но чего-то не хватает.
Что до Артура — он тоже поет и танцует, и в тюрьме, и на суде. Но вот парадокс: если в первом фильме Джокер был могучим символом разрушения системы, то здесь его образ дробится на кусочки, как разбившееся зеркало. Каждая песня, каждый кадр — это то ли его реальность, то ли иллюзия. А что в итоге? Сингулярность сумасшествия, где сам герой не может отделить себя от альтер-эго. Это трудно записать в минусы, но его «культ» отодвигается на второй план, что удручает.
И то, как начались отношения наших двух голубков, кажется слишком халтурным. Она любила его еще заранее, а он влюбляется в нее чуть ли не с первого взгляда. Вот и все. А финал… не буду сильно спойлерить, но закончится все так же, как и началось.
Музыка — одна из самых спорных частей фильма. То она взмывает на высоты 60-х с хитами вроде That’s Life Фрэнка Синатры, то врезается в сознание поп-песнями из прошлого, пытаясь угодить ностальгической части нашей души. Но вся эта мешанина музыкальных стилей выглядит как попытка перезагрузить «Мулен Руж» или «Ла-Ла Ленд», но без той искры, которая могла бы оживить экран. Порой кажется, что музыкальные номера вставлены просто ради того, чтобы хоть как-то оживить унылую картину происходящего.
И вот тут мы подходим к главному: что с сюжетом? И с ним не все однозначно. Артур вроде как на первом плане, но фильм так и не раскрывает его борьбу с миром полностью. Его отношения с Харли — лишь поверхностное увлечение, а не та безумная любовь, на которую все так надеялись. А сцены в суде, которые могли бы стать мощным элементом драмы, не дотягивают до нее, потому что прерываются на лишние и порой банальные музыкальные номера. Благо, в фильме достаточно неожиданных поворотов, которые разбавляют эту скукоту.
И чтоб вы понимали, я не зря постоянно говорю про песнопения и танцы. Да, номера поставлены стильно и сняты хорошо, особенно сцена, где Артур в своей голове устраивает резню в суде. Но, даже если вы знали еще перед премьерой, что сиквел «Джокера» — это наполовину мюзикл, то вы все равно будете удивлены, насколько его тут много.
Хотели увидеть революцию, но получили что-то вроде бурлеска, где тьма первого фильма разбавлена неоновыми огнями порой бессмысленных музыкальных вставок. Артур по-прежнему терзает себя и нас, но нет той остроты, которая была раньше. Зато есть ощущение, что мы наблюдаем не драму становления антигероя, а слепую попытку доказать, что это может быть чем-то большим, чем просто мрачный кинокомикс. Фильм пытается прыгнуть выше головы, но падает обратно на землю, не дотягивая до заявленного потенциала.
И все же, несмотря на все вышеперечисленное, Феникс остается тем самым Артуром, за которого хочется болеть, пусть даже он по-прежнему скатывается в пропасть. Его метания между реальностью и фантазией завораживают, и порой возникает даже какой-то грустный смех — не потому, что это смешно, а потому что ты видишь, как разваливается его мир. Еще порадовало появление некоторых персонажей из прошлой части. А вот Харви Дент, который выступал на стороне обвинения в суде оказался слишком пафосным, от того — раздражающим.
Так что, друзья, стоит ли смотреть? Если вы хотите увидеть, как Джокер танцует на своих собственных осколках разума, что не предвещает никакого хеппи энда, то да. Но вот если вы ожидали новую революцию в жанре или что-то на уровне первой части — увы, этот мюзикл вышел чересчур скучным, даже при том, что неожиданных поворотов будет немало.
И помните — мир уже давно смеется вместе с Артуром, только вот смех этот совсем не веселый.