Это невозможно забыть: зачем стоит посмотреть фильм «Субстанция»?
Режиссер Корали Фаржа создала хоть визуально шокирующий, но обрушивающий критику на общественные стандарты молодости и красоты фильм, затрагивая болезненную тему женской самооценки.
«Экстремально шокирующий и обезоруживающий, резонансный и гротескный», ровно так описывают феминистский боди-хоррор «Субстанция», и это абсолютная правда. Это проект с видением, который хочет сказать нам что-то очень важное. Что именно? Сейчас разберемся.
Слава голливудской звезды Элизабет Спаркл осталась в прошлом, хоть она все еще ведет популярное фитнес-шоу на телевидении. Когда ее передачу собираются перезапустить с новой звездой, Элизабет решает принять уникальный препарат «Субстанция». Так на свет появляется молодая и сексуальная Сью. Однако у совершенства есть своя цена, и расплата не заставит себя долго ждать.
Одной из центральных тем фильма становится конфликт между двумя версиями Элизабет, сыгранной шикарной Деми Мур. Молодая версия по имени Сью, в исполнении не менее завораживающей Маргарет Куолли, обладает всеми теми качествами, которых требует индустрия красоты. И обе героини должны сосуществовать в режиме «постоянной смены». Это усиливает напряжение и чувство обреченности для обеих женщин.
Если вы ничего не поняли, то это нормально, так как я стараюсь не раскрывать все сюжетные карты. Просто знайте, вышеописанный аспект, хоть достаточно страшным и прямолинейным образом, но поднимает вопросы об идентичности и самооценке, показывая, как стремление к физическому совершенству может разрушить личность изнутри.
«Субстанция» также включает в себя элементы боди-хоррора. Для тех, кто не в курсе, это поджанр ужасов, для которого характерно особое внимание к телу и его трансформациям. Типичные мотивы этого поджанра — половые извращения, нанесение увечий, разнообразные болезни, гниение, паразитизм, мутации и превращения, эксперименты с человеческим телом и создание монстров вроде чудовища Франкенштейна. И скажем так, большая часть из вышеописанного ждет вас в «Субстанции».
Чувствую, что вы уже тянетесь к закрытию вкладки, поэтому пора сказать самое главное — хоть это визуально шокирующий фильм, посмотреть его должен каждый. Во-первых, фильм заслуженно получил награду за лучший сценарий на Каннском фестивале в этом году. Во-вторых, помимо рассуждений об идентичности, режиссер Корали Фаржа создала бомбу, обрушивающую критику на общественные стандарты молодости и красоты, затрагивая болезненную тему женской самооценки. В-третьих, это очень стильно выглядящий и звучащий проект, с приличной актерской игрой.
Если с «во-первых» и «во-вторых» все более чем понятно, то давайте поговорим более подробно про «в-третьих». Визуальная составляющая фильма потрясает не только элементами боди-хоррора, но и своей визуальной роскошью, благодаря шикарным работам оператора и художника-постановщика. В фильме используются резкие контрасты между светом и тенью, что создает завораживающее и одновременно тревожное, почти клаустрофобное ощущение.
Особое внимание уделено телесности персонажей. Да, в фильме вы увидите очень много нескрываемой женской наготы. Я уже не помню, где ее было вот настолько много. Имейте это в виду. Но несмотря на то, что многие сцены могут показаться чрезмерно сексуализированными, вся визуальная насыщенность фильма явно играет ему на пользу, превращая его в зрелищную и глубокую критику сами знаете чего.
Сильной стороной фильма также является актерская игра. Деми Мур и Маргарет Куолли превосходно передают противоречивые эмоции своих героинь. Мур показывает глубокую уязвимость и безумие женщины, столкнувшейся с давлением индустрии, а Куолли — идеализированную молодость, которая с каждым шагом погружает Элизабет в еще большее безумие. Их взаимодействие создает неплохую драму, дополняющую хоррор-составляющую фильма.
И я не могу не отметить главную музыкальную тему фильма, которая преследует весь хронометраж в виде одной единственной композиции. Это очень басовое и грозное техно, за исполнением Raffertie, заело у меня в голове и пока я пишу этот обзор, оно играет на повторе. У композитора получилось идеальное попадание в атмосферу и настроение фильма.
Но, при всех плюсах, «Субстанция», естественно, неидеальна. Фильм, со всеми стараниями актеров, иногда страдает от недостаточной глубины персонажей. Сюжет местами слишком сильно полагается на визуальные эффекты, теряя возможность еще сильнее раскрыть внутренний мир героев. И если честно, последние минут 20 фильма были лишними. К финалу, ты уже устаешь от всей творящейся жести, из-за чего хочется встать и уйти, что, собственно, и делали некоторые зрители. Все настолько тошнотворно, что мой друг поехал смотреть мультфильм про «Трансформеров» после этого.
Несмотря на все минусы, «Субстанция» является одним из самых важных фильмов этого года, который не только пугает, но и заставляет задуматься. Проект оставляет неизгладимое впечатление благодаря своей смелости, абсурдной жестокости и провокационному сюжету. Это кино, которое нельзя пропустить, если вы цените смелые произведения искусства. И даже если вы ежедневно смотрите фильмы ужасов, это все равно один из редких фильмов, который вы не скоро забудете.
Мы живем в эпоху, когда стандарты красоты диктуют моду, а социальные сети подталкивают нас к бесконечным экспериментам с собственной внешностью — будь то пластические операции или «укольчики, от которых ничего страшного не случится», или фильтры или хитроумные тренировки от шарлатанов и самопровозглашенных гуру качалок.
И кажется, что нет предела этому всему. Просто помните, что все вы прекрасны такими, какие вы есть, а все эти отговорки, что «пластика делается не ради других, а ради вас самих», надо прорабатывать у психолога.