Когда каждый кадр — это выстрел в сердце: обзор фильма «Падение империи»

Опубликовано· 1 445
Когда каждый кадр — это выстрел в сердце: обзор фильма «Падение империи»

Вот так выглядит визуализация ужасов войны без политических очков.

Не устану благодарить отечественных прокатчиков за то, что продолжают завозить к нам фильмы А24. Обожаю эту студию и их проекты. Поэтому, день премьеры «Падения империи» был для меня праздником. Но праздник закончился в первой же сцене фильма, где молодая девушка-смертница влетает в толпу людей и взрывает себя вместе с ними.

Я понимаю, что фильм снял Алекс Гарленд, режиссер «28 дней спустя», «Из машины», «Аннигиляции» и «Рода мужского», а эти проекты далеко не легкие и не развлекательные, но такой жути, как в «Падении империи» я не ожидал. Я никогда не был в зоне боевых действий, но считаю, что вот так выглядит визуализация ужасов войны без политических очков. Чуть позже объясню, что имею в виду, а пока, вот синопсис.

В США начинается гражданская война, и территория страны оказывается разделена на четыре враждующие части. Силы Запада (Калифорнии и Техаса) окружили Вашингтон и скоро столица окажется в их руках. Четверо представителей прессы: фоторепортер-стрингер Ли Смит, ее друзья Джоэл из Reuters и Сэмми из New York Times, а также присоединившаяся к ним Джесси, решают добраться до Вашингтона, рассказать миру о падении президента, взять у него последнее интервью.

И так уж вышло, что никакого внятного объяснения причин войны в фильме нет. Будет несколько быстрых вбросов, что президент распустил ФБР, приказал применить военную силу против неповинующихся гражданских и объявил о третьем президентском сроке. И это является минусом, ведь мало кому понравится, когда нет детального освещения причин конфликта, так?

Но в недавнем интервью, Гарленд подчеркнул, что фильм не предоставляет простых ответов и ставит перед зрителем задачу самому размышлять о представленной ситуации. Он также утверждает, что никаких скрытых мотивов в фильме нет, и все темы, которые в нем поднимаются, уже давно являются предметом общественного диалога.

И если вам этого объяснения мало, фильм явно снимался с акцентом на журналистику и ее роль в обществе, особенно в условиях кризиса. Видно, что Гарленд выражает уважение к журналистам и подчеркивает важность их работы, даже если в реальной жизни они могут быть спорными личностями. И что самое главное: журналисты, как и Гарленд, не принимают чью-либо сторону, следуя за историей, а не за своими предубеждениями или симпатиями. Гарланд делает ставку на объективность и нейтральность, избегая однозначного политического комментария.

Закончили с главным и спорным вопросом фильма и перейдем к деталям. Если у вас есть хоть капля человечности, вы будете удивлены, даже шокированы, от реалистичности убийств. Я теперь не знаю как развидеть сцену, где человека максимально натуралистично сжигают заживо, так еще и в замедленной съемке. Будьте готовы к этому. Подводя итог по всему вышесказанному, вот что я имел в виду, когда говорил про «визуализацию ужасов войны без политических очков».

Но не одними убийствами едины, так как звуковой дизайн играет ключевую роль в создании ощущения реальности происходящего. И он — один из лучших, что я слышал в принципе. Фильм уделяет большое внимание тому, чтобы звуки выстрелов и других боевых действий звучали устрашающе и реалистично, что способствует усилению воздействия. Без шуток, две трети фильма я с подругой вздрагивал от каждого выстрела.

И насколько сильно меня удивил звук, настолько же сильно я был впечатлен использованием тишины в фильме. В очередной раз убедился, что моменты тишины могут кричать громче выстрела из танка. Непередаваемые впечатления. И завершая ощущения от звука, песни, использованные в фильме, теперь в моем плейлисте. Шикарное попадание в атмосферу.

В бесспорные плюсы фильма попадает и визуал. Именно ему посвящен заголовок обзора. И вправду, каждый кадр — это выстрел в сердце, в хорошем смысле. Все максимально животрепещуще и красиво. Тоже самое касается моментов, где жестокий экшен замирает на секунду, чтобы показать зрителю стоп-кадр в виде фотографии, сделанной главными героями. Это визуальное решение играет на нескольких уровнях, запечатлевая ужасы войны в умах зрителя, а также передавая суть опасного журналистского ремесла. Особенно сильно это сыграет в финале.

И велика вероятность, что в финале вы будете скверно высказываться в сторону Джесси в исполнении Кейли Спэни, что, собственно, зрители и делали на сеансе. Актриса справилась со своей ролью сильно раздражающей молодой репортерши, для которой Ли в исполнении Кирстен Данст, является кумиром. Но есть некоторая философия в том, что случится из-за необдуманного поступка Джесси в финале, которую я не буду развивать, так как обзор и так затянулся.

Кирстен Данст в роли Ли получилась удручающе угрюмой, но на это есть причины. Когда ты за всю свою жизнь повидал, извиняюсь, такого беспросветного дерьма, то надеть на себя маску хладнокровия — лучший вариант из возможных.

Вагнер Моура в роли Джоэла добавил в квартет легкости и эмоциональности. Самый живой персонаж из всех. А приятный Стивен Хендерсон в роли Сэмми — это самый трезвомыслящий и мудрый человек в нашем отряде самоубийц. Еще на огонек заскочат Ник Офферман в роли президента США и Джесси Племонс (муж Данст) в роли отбитого вояки. Их появление будет эпизодическим, но запоминающимся.

В завершении хочется сказать, что последний фильм Алекса Гарленда является одним из самых масштабных проектов студии A24 и это при бюджете в каких-то пятьдесят миллионов вечнозеленых. Это проект, где политические разделения становятся неактуальными на фоне всепоглощающего хаоса и насилия.

«Падение империи» — роуд-муви и максимально напряженная военная драма. И вам не покажут настоящей гражданской войны. Вся война в фильме — это несколько довольно страшных и очень напряженных эпизодов, в центре которых оказываются журналисты. И я готов поклясться, что такой гробовой тишины в зале кинотеатра, в стрессовые моменты, я еще не слышал. А это уже что-то да значит.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов