За пределами святости: обзор фильма «Омен. Непорочная»
Если не знать, о чем фильм, то можно получить непередаваемые эмоции.
Дамы и господа, я в восторге от этого фильма, несмотря на очередную махинацию маркетологов с адаптацией названия. Но, сразу поясню, что этому способствовало несколько нюансов: я почти вообще не знал, на что иду. Знал лишь, что это хоррор, главную роль в котором исполнила Сидни Суини, на этом все. Я даже трейлеров не смотрел. И основной причиной моего похода на сеанс была именно Суини.
Не то чтобы я ее фанат, но было интересно глянуть на популярную молодую актрису в необычном для своей карьеры амплуа и скажем так, она выдала качественную игру. И прежде, чем приступать к обзору, рекомендую закрыть его и сходить на фильм, но только если вы так же ничего о нем не знаете и, если вы можете переварить чрезмерное и реалистичное насилие в фильмах. Если вы еще тут, то приятного прочтения.
«Омен. Непорочная» ставит перед собой амбициозную задачу — вдохнуть новую жизнь в жанр «религиозного хоррора», и в целом, фильм справляется с ней. Картина расскажет о молодой американке Сесилии, которую переводят в итальянский монастырь. Спустя некоторое время, она обнаруживает, что беременна, несмотря на обет целомудрия, который она честно соблюдала.
Сюжет обещает нам как минимум что-то мистическое, но вместо этого нас ждет достаточно клишированный ужастик с обычными скримерами. Тогда почему я в восторге от фильма? Потому что ближе к концу он превращается в настоящий «сплэттер» — поджанр фильмов ужасов, в котором акцент делается на предельно натуралистичной демонстрации насилия и увечий. Так еще сверху создатели припорошили все научной фантастикой. И эта неожиданная смена курса в жанре по-хорошему шокировала меня.
Еще сильной стороной фильма является визуальный ряд и атмосфера. Готическая архитектура монастыря, полная темных углов и насыщенных тонов, создает необходимую атмосферу хоррора. А сцена с Суини в образе Девы Марии впечатляет и запоминается. В этот момент я подумал, что этому фильму нужен был Ари Астер — режиссер моих любимых «Солнцестояния» и «Реинкарнации».
Еще немного о Суини, она доказала, что умеет играть. Прошу прощения у фанатов актрисы, но только у тех, кто любит ее не за внешность, а за профессионализм, но до просмотра «Непорочной», она была посредственной актрисой в моих глазах. А тут — мое почтение. А момент, когда она рожала… я чуть не родил вместе с ней.
Еще, но только ради галочки, отмечу, что в фильме немаловажную роль сыграл Альваро Морте. Вы можете знать его по роли Профессора в «Бумажном доме». Большую часть фильма просто есть и какой-то особой игры я не подметил. С остальным актерским составом ровно такая же ситуация.
Несмотря на мой восторг, в фильме видны явные проблемы. Заключаются они не только в упомянутых мной клишированных скримерах, но и в том, что фильм не использует все возможности для исследования более глубоких тем.
Идея беременности «без греха» и последующие попытки монастыря объявить Сесилию избранницей могли бы открыть простор для более глубокого исследования тем женской автономии и влияния религиозных учений на жизнь людей. К сожалению, фильм ограничивается поверхностным рассмотрением этих вопросов, предпочитая спешить к жестокому финалу.
Несмотря на то, что фильм предлагает красивую готическую атмосферу, моменты настоящего ужаса в финале и отличную игру Суини, он страдает от недостаточной проработки персонажей и сюжетных линий, опираясь скорее на шокирующее насилие, чем на психологическую глубину или социальный комментарий. Имейте это в виду, но лично я остался доволен. Это как поход на хорошие американские горки.