«Хороший фильм, но…»: обзор фильма «Наполеон»
Если вы хотите познать с нуля всю историю Бонапарта, то не стоит с доверием относиться к новому фильму Ридли Скотта.
1793 год, Франция. На дворе Великая французская революция. На фоне играет песня революционеров Ah! ça ira. Небезызвестную Марию Антуанетту ведут на казнь через гильотину. Голова отрублена и среди ликующей толпы стоит он — угрюмый и молодой офицер Наполеон Бонапарт. Далее начинается почти трёхчасовое путешествие сквозь десятилетия жизни одного из самых великих полководцев в истории. И мне понравилось это путешествие, правда не обошлось без «но».
Если вы следите за новостями, то знаете, как критики и историки отнеслись к новой картине Ридли Скотта. Сказать, что они были недовольны, это ничего не сказать. И их критика обоснована. Фильму просто не хватает времени, на точную, или хотя бы более-менее приближенную к правде историю Бонапарта.
Для сравнения, Абелю Гансу в 1927 году потребовалось более пяти часов чистого хронометража, чтобы превратить своего «Наполеона» в один из лучших байопиков, который ценится до сих пор. А фильм Ридли идёт менее трёх часов, хотя это не значит, что вы не увидите понятную драму, выстраиваемую вокруг хрупкого эго одного маленького негодяя. Что-то мне подсказывает, что режиссёрская версия, которая должна выйти в скором времени, сможет удовлетворить хотя бы часть недовольных.
Кстати, я впервые смотрел фильм с оригинальной английской звуковой дорожкой и с русскими субтитрами в отечественном кинотеатре. Наконец и до нас дошла эта практика. Спасибо кинотеатру Cinemaplex за это. Попробуйте и вы этот опыт, фильмы с оригинальной звуковой дорожкой ощущаются совсем по-другому в кинотеатрах. Возвращаемся к фильму.
Каким бы великим ни был Наполеон, Ридли отказывается прославлять его в своём фильме. Он будто плюёт на классическое построение сюжета, где режиссёры порой сильно приукрашивают драматичные моменты в истории своих героев, дабы получить заветный Оскар. Вместо этого Ридли скрывает внутренний мир и рассматривает Наполеона с его худших сторон, где неукротимые амбиции, а местами и обычная трусость, руководили каждым его поступком.
И Хоакин Феникс шикарен в образе Наполеона. Кто-то вообще в нём сомневался? Но, благодаря Скотту, нового Оскара в его коллекции наград точно не будет, так как персонаж просто не раскрыт до конца. Красивая Ванесса Кирби в роли Жозефины тоже хороша. Её героиня — единственный человек, который укрощает хулиганское поведение Наполеона. Она столь же волевая, как и её муж. Её игре просто веришь.
Феникс и Кирби создают на экране не банальный роман, в котором один персонаж учит другого, как стать лучше, нет. Вы увидите местами восхитительную, а местами просто неадекватную битву равных, в которой Наполеон часто терпит поражение из-за своей ревности и уязвимости, совершая ошибки, которых он никогда бы не допустил на поле боя. И особенного внимания заслуживают те самые легендарные письма. Хотел бы я хоть раз услышать в свой адрес то, что писали друг другу эти двое влюблённых.
В «Наполеоне» также представлены исключительные батальные сцены. Особенного внимания заслуживает Бородинское сражение 1812 года, при виде которого я испытал вьетнамские флэшбеки, когда в пятом классе в час ночи я сидел весь в слезах и пытался выучить хотя бы половину стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, а надо мной стояла бабушка и говорила: «пока не выучишь, спать не ляжешь».
Так о чём это я? Вот что-что, а битвы Скотт снимать не разучился. И вас ждёт не малое количество расчленёнки с первых же минут фильма. Если вы особо впечатлительны, то я вас предупредил. И постановочный дизайн с костюмами просто роскошны.
А теперь пора поговорить про те самые «но». Хронометраж битв крайне мал. Хоть в фильме будут показаны все основные сражения в карьере Наполеона, но Ридли Скотт вмещает в 10−15 минут хронометража целые войны, что не даст зрителю чёткого понимания стратегического гения французского полководца. Тут снова остаётся надеяться на режиссёрскую версию. И я не спец в истории, но сами историки хорошо так проехались по достоверности поданной Скоттом информации. Имейте в виду.
Сомнению также подвергаются частые сцены какой-то секс-комедии Наполеона и Жозефины. Хотя, в моём случае эти сцены оправданы тем, что благодаря им зритель видит в них обоих обычных людей, которые любят иногда подурачиться.
Если вы хотите познать с нуля всю историю Бонапарта, то не стоит с доверием относиться к источнику Ридли Скотта. Создаётся впечатление, что фильм снят для молодого поколения, которые привыкли смотреть фильмы маленькими клипами в социальных сетях. Но, придя на фильм, вы точно увидите те самые симптомы хрупкого эго, которые не может вылечить никакая военная победа.
«Наполеон» с большой долей вероятности может понравиться зрителям, как благодаря выступлению актёрского состава, так и великолепной технической работе. По поводу достоверности и отношению самого режиссёра к герою своей картины, я думаю, всё более чем ясно.