Тяжело, больно и несправедливо: обзор фильма «Продукты 24»
Фильм показывает, какие ужасы происходят прямо сейчас со многими нашими соотечественниками и соседями из Центральной Азии в самой большой стране СНГ.
16 сентября в кинотеатре Asia Cinema состоялась премьера художественного фильма «Продукты 24» нашего соотечественника Михаила Бородина. Картина стала одной из самых громких премьер программы «Панорама» 72-го Берлинского кинофестиваля в 2022 году и получила Приз Европейской конфедерации художественного кино.
После показа состоялся Q&A с создателями фильма. Модератором дискуссии выступила глава программы «Форум» Берлинского кинофестиваля, киновед и куратор культурных проектов — Барбара Вурм.
В основу сюжета фильма легла реальная история о «гольяновских рабах» — мигрантах, которых держали фактически в рабстве на окраине Москвы. Главная героиня — узбечка Мухаббат, работающая в круглосуточном московском магазине, насильно выданная замуж. Благодаря помощи волонтёров ей удаётся вырваться из рабства и вернуться в Узбекистан, но и там Мухаббат ждёт подневольный труд.
М-да, ребят, фильма тяжелее представить себе трудно, поэтому я буду разбирать его сдержано, но более детально, чем обычно. Так будет яснее. И сразу предупрежу, что если вы на дух не переносите крайне жестокие сцены, то смотреть не рекомендуется. Лучше прочитайте обзор. Даже сам режиссёр предупредил зрителей перед началом, что нам будет тяжело.
Но, чтобы понять всю важность картины, лучше увидеть, какие ужасы происходят прямо сейчас если не со всеми, то со многими нашими соотечественниками и соседями из центральной Азии в самой большой стране СНГ. А теперь к фильму.
Эффект картина произвела болезненно яркий. Во-первых, из-за жестокости: от зверских нанесений тяжких телесных до несправедливости жизни. В одной сцене самую молодую из девушек, работающих в магазине, избивают до полусмерти и превращают её лицо в кашу, а в следующей — крайне реалистично вбивают гвоздь в ногу.
Во-вторых, камерность. Первая половина фильма происходит в маленьких помещениях: от самого магазина до его подсобок. В некоторые моменты чувство клаустрофобии неизбежны — мы будто разделяем чувство замкнутости Мукхаббат. Благо, во второй половине фильма, зрителю дают словно подышать, и действие перенесётся на более открытые пространства.
В-третьих, статичность. Камера очень часто неподвижна либо крайне медлительна в движении. Для некоторых зрителей, такой подход к съёмке может оказаться настоящей пыткой, но иногда, это необходимо для передачи настроя.
В-четвёртых, свет. Первую половину фильма трудно разглядеть вообще что-либо. Если вспомнить «во-вторых», то моим личным ощущениям, принцип такой: пока Мукхаббат в рабстве — на экране тьма и давящие стены, а когда она сбегает — появляется солнце и светлые тона.
В-пятых, символизм. Фильм не переполнен такими вещами, но всё же, несмотря на пугающую реалистичность, в нём присутствуют элементы фантасмагории, проявляющаяся в снах главной героини. Во время разговора со зрителями в режиме «вопрос-ответ», Михаил не дал чёткого ответа, что значат все эти сны, намекнув на то, что все мы знаем ответ.
И, в-шестых, повествование. У фильма есть начало и конец, но сцены бывают очень длинными, и сюжетная информация подаётся раздроблено. Тем не менее, контекст происходящего прекрасно ясен. Я бы привёл идеальный пример, но это будет серьёзным спойлером.
Что по поводу актёров? Все молодцы, но особенно выделить хочется двоих. Главную роль в картине сыграла Зухара Сансызбай — российская актриса, серьёзный дебют которой состоялся в виновнике нашего обзора. Зухара отлично изобразила Мухаббат, как молчаливую, запуганную и со сломленным духом девушку. Людмила Васильева, которая отвечает за роль Жанны — владелицы магазина «Продукты» — тоже дебютант в большом кино. Тем не менее, со своей задачей она справилась, выдав крайне неприятного человека. Мой большой поклон актрисам.
На премьерном показе присутствовала одна из жертв тех ужасных событий, которые были показаны в фильме. Её зовут Бакия Касимова, и она около десяти лет провела в рабстве в магазине «Продукты» в Московском районе Гольяново. Жанна забрала её новорожденную дочь и практически не давала видеться с ней. После побега, Бакия так ни разу и не видела свою дочь. Искренне желаю Бакие найти дочку живой и невредимой.
И как объяснил режиссёр, главная героиня — это олицетворение не только истории Бакии. Мукхаббат — собирательный образ и других жертв рабства.
Ценность данной картины для нашего общества нельзя приумалять, даже несмотря на средние оценки на интернет-сервисах о кино. «Продукты 24» воплощает ужасную несправедливость и системную социальную дискриминацию. Самое страшное, что этот адский магазин до сих пор существует, а Жанна так и не понесла наказание за все те ужасы, что творила и скорее всего продолжает творить, несмотря на многократные обращения Бакии в соответствующие инстанции. Система прогнила насквозь не только в России… и с этим надо что-то делать.
Но, ещё страшнее становится после слов самой Бакии: «то, что было показано в фильме — это лишь маленький кусочек того, что было на самом деле».
Следующий показ фильма состоится 23 сентября в Asia Cinema.