Я сама смерть, разрушитель миров: обзор фильма «Оппенгеймер»
Без доли сомнения, это один из лучших фильмов Нолана.
Если вы пришли сюда после обзора на «Барби», то вы в курсе, что я испытал эмоциональные качели в день «Барбигеймера». Так оно и есть. Ведь «Барби» оказалась очень жизнеутверждающим фильмом, особенно для женской аудитории, когда как «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — это самый страшный фильм из всех, что я видел. После его просмотра, особенно после финальной фразы главного героя, моё сердце превратилось в пережёванную и выплюнутую кашу. Описать моё состояние более доходчиво, я не в состоянии.
С синопсисом всё просто — это история жизни американского физика Роберта Оппенгеймера, который стоял во главе первых разработок ядерного оружия… но, дьявол кроется в деталях. Отсчёт пошёл.
3 часа до взрыва. Признаюсь честно, я вообще не сведущ в биографии американского Прометея по имени Роберт Оппенгеймер. Всё что я знал перед просмотром, так это то, что он известен как научный руководитель «Манхэттенского проекта», в рамках которого в годы Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия.
Фильм сначала кажется более фантасмагорическим, чем реалистичным. Оппенгеймер видит новый дивный мир квантовой физики, как никто другой. Вас ждёт целое молекулярное световое шоу, как отражение внутреннего мира героя. И это очень залипательно, особенно когда осознаёшь, что в фильме не была задействована компьютерная графика, а только практические визуальные эффекты.
И скажу сразу: если вы со скепсисом относитесь к виновнику этого обзора из-за того, что ваша любовь к Нолану возникла благодаря его оригинальной фантастике, то лучше напрягитесь ещё сильнее. Без доли сомнения заявляю, что «Оппенгеймер» — один из лучших фильмов Нолана. И он будет понятен даже самому неискушённому зрителю. Главное не отвлекайтесь, так как в фильме происходят постоянные временные скачки и в нём задействовано очень много персонажей.
2 часа до взрыва. Киллиан Мерфи просто феноменален в своей роли. Его Оппенгеймер — еврейский аутсайдер, аристократ и бабник, элегантный и одновременно холодный гений и гуманист… создавший самое страшное оружие в истории человечества. Мерфи — главная звезда всего фильма, которая надолго засядет в вашем сознании.
Роберт Дауни-младший выдал не менее запоминающуюся роль Льюиса Штрауса, как идеологического и личного врага Оппенгеймера. Джейсон Кларк в роли прокурора Роджера Робба, нанятого Штраусом, заставляет в очередной раз ненавидеть себя зрителем.
Эмили Блант с потрясающей силой сыграла жену Оппенгеймера по имени Китти — алкоголичка, но очень сильная женщина с феноменальной интуицией. Мэтт Деймон составил отличную компанию Мерфи в роли твердолобого генерала-лейтенанта Лесли Гровса, неохотно согласующегося с академическим мышлением Оппенгеймера.
Моя любимая Флоренс Пью в роли психиатра и врача, члена Коммунистической партии США и любовницы Оппенгеймера по имени Джин Тэтлок отвечает за самую пикантную и неоднозначную часть фильма. Дело в том, что почти все её появления в фильме сопровождаются эротикой. Не сказать, что лично я не был рад этому, но это странно. Оставим это на совести Нолана, но фильм вообще бы не пострадал, если Пью была хотя бы одета во всех сценах со своим участием.
Если я продолжу перечислять всех заметных актёров, то это затянется на долго. Просто знайте, что в фильме просто сумасшедший каст, который доказал, что не зря ест свой хлеб. По мимо вышеперечисленных актёров, в фильме также сыграли: Джеймс Д’Арси, Кеннет Брана, Рами Малек, Кейси Аффлек, Гари Олдман, Джош Хартнетт, Дэйн ДеХаан, Джек Куэйд, Бенни Сэфди, Густаф Скарсгард и другие.
1 час до взрыва. «Оппенгеймер» — это не просто фильм, а калейдоскоп событий, в котором задействованы сложные персонажи со своими не менее сложными сюжетными линиями. По заверениям экспертов, практически всё, что мы видим, поражает своей точностью и Нолан никогда не рассказывал более правдивую историю. Да, у него есть «Дюнкерк», который показывал реальные события, но они рассказывали не столько о людях, сколько о «зрелищах» вокруг них.
И если честно, история создания первой атомной бомбы почти не отличается от напряжения «Дюнкерка». Чего только стоит короткая сцена разговора Оппенгеймера и Гровса, где первый рассказывает в шутливой манере, что его атомное дитя может сжечь всю атмосферу Земли. Но, самая напряжённая сцена фильма ещё впереди.
30 минут до взрыва. Фильм поднимает очень важные вопросы: «чем можно оправдать применение оружия массового поражения против людей?». Картина также ставит под сомнение саму личность Оппенгеймера. Он безжалостный ядерный фанатик? Или простой идеалист? А может всё вместе? Как это принято у Нолана, ответят на эти вопросы только сами зрители.
Но, мы точно увидим и поймём, что холодная война началась ещё до окончания Второй мировой войны. «Оппенгеймер» — крайне безжалостное произведение в современном кинематографе. Учитывая все нынешние события, этот фильм очень важен.
И в очередной раз Нолан делает большую ставку на звуковую составляющую за авторством Людвига Йоранссона, который работал над «Доводом». Получилась просто шикарная партитура, которая способна пробрать вас до дрожи. Особенно это отражается в моменте, когда до взрыва бомбы остаётся 2 минуты.
2 минуты до взрыва. Уже в середине фильма наступает тестовый и единственный за весь фильм взрыв бомбы, который может вызвать определённое недовольство с визуальной точки зрения. Я был разочарован самой демонстрацией взрыва, так как саспенс был гораздо выше итога.
Но, настоящий ядерный коллапс наступает, когда фильм отвечает на один из самых интригующих вопросов: что Оппенгеймер сказал Эйнштейну? С большой вероятностью, вы почувствуете просачивающуюся в вас гудящую тревогу… и даже отчаяние. Я никогда не забуду это чувство.
Взрыв. Я сама смерть, разрушитель миров.