Инди уже не тот: обзор фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы»
«Колесо судьбы» выглядит как диверсант, который внедрился во вражескую территорию и всеми силами пытается выдавать себя за своего.
«Индиана Джонс и колесо судьбы» — это первый фильм франшизы, не снятый Стивеном Спилбергом, однако он остался в роли исполнительного продюсера. Пятую часть о старине Инди доверили режиссёру «Ford против Ferrari» и «Логана» Джеймсу Мангольду. Получилось ли у него воплотить в жизнь наследие Спилберга? Сейчас разберёмся.
Во времена Второй мировой войны, ещё молодой Индиана Джонс вместе со своим коллегой Базилем Шоу, крадут у нацистов часть «циферблата Архимеда» — артефакт, способный находить «временные разломы». События переносятся в 1969 год. Джонс расстаётся со своей женой Мэри, живёт в Нью-Йорке и преподаёт в местном колледже. Инди находит Хелена «Вомбат» Шоу, его крестница и дочь уже умершего Базиля, которая сама изучает археологию и охотится за сокровищами. Появляется она не просто так. Ей нужен тот самый циферблат, первую часть которого Инди сохранил у себя.
С этого момента начинается основной «движ» всего фильма. На сцену ещё выходит шикарный Мадс Миккельсен в образе Юргена Воллера — нацистского учёного, завербованного США для помощи в высадке на Луну. Помог он удачно, но теперь Юрген не нужен стране. Поэтому он намерен изменить мир, в котором живёт, с помощью того же циферблата.
Как вы заметили, классические атрибуты франшизы на месте. У нас тут и нацисты, и поиск сокровищ, уходящий корнями в историю, и привкус фантастики. Но что-то в этих каноничных показателях не то. В фильме чувствуется, как целых шесть признанных во всём мире сценаристов, включая самого Джорджа Лукаса, хватаются за один проект и в чём-то не договариваются между собой.
Одна из главных его проблем — тот самый циферблат Архимеда. Как мы знаем, Архимед не имеет влияния в тех мифологиях и религиях, которые были интересно вплетены в первые три фильма. Это просто факт. И ничего плохого в этом нет, так как Спилберг смог сделать интересный микс из мезоамериканского фольклора и научной фантастики с зелёными человечками ещё в четвёртой части.
Древнегреческая же реликвия, которая, по слухам, даёт своему владельцу возможность путешествовать во времени, занимает важное место в пятом фильме, но она не имеет важного культурного влияния. И отступление от темы «святости» также не играет на руку фильму. Несмотря на то, что фильм изо всех сил старается соответствовать своей родословной, создатели будто не имели чёткого представления об эпохе, к которой принадлежит артефакт. Вам небрежно бросят пару фактов в начале и середине фильма. На этом всё.
Но, в то же время, у меня возникло чувство, будто сценаристы сами осознают эту проблему и добавляют в свой коктейль ещё больше волшебства, чем обычно, из-за чего, последние полчаса показались мне занимательными. Я бы даже сказал, что это было настолько плохо, что хорошо. С такой наркоманией даже инопланетяне из четвёртой части не сравнятся.
И всё равно кульминация выглядит размытой. Инди будто не вписывается в окружение фильма. Да и сам Харрисон Форд, при всей моей любви к нему, выглядит как старик, которого затащили туда, где ему не место. И эта его отстранённость наблюдается во всех последних фильмах с участием Форда. Искренне желаю ему долгих лет здоровья, но может пора уже остановиться, если у тебя на лице ярко выраженная незаинтересованность проектами?
Единственный персонаж, который отлично дополняет угрюмость Инди — это Фиби Уоллер-Бридж в роли Хелены. Звезда «Дряни» шикарно справилась со своей работой. Её сайдкик — это этакий умный приколист, который найдёт выход из абсолютно любой ситуации. Она натурально спасла фильм.
Остальные персонажи… ну, они просто есть. Бандерас что был, что его не было. Самая обычная роль. Приятно было видеть Джона Рис-Дэвиса в роли Саллаха — старого приятеля Инди. И если честно, после его появления, я надеялся увидеть Ке Хюи Куана, который сыграл Коротышку в «Храме судьбы». Вот это было бы воссоединение. Но, не судьба.
Музыка не запомнилась. Это просто фоновые композиции, кроме той самой титулованной и легендарной музыкальной темы Инди. Графика хороша. Особенно в те моменты, когда Форда сильно омолодили для сцен в прошлом. Логика всего происходящего прослеживается, но местами не заметить сюжетные дыры просто невозможно. Но, больше всего раздражает неоправданно быстрая и постоянная телепортация злодеев и героев в нужные им места.
Экшен тоже не совсем интересен, да и его мало. У нас, конечно, будет запоминающийся сицилийский дрифт на тук-туках, но этого всё равно крайне мало. По общим впечатлениям, только последние полчаса окупают большой хронометраж в два с половиной часа.
Возвращаясь к главному вопросу. Получилось ли у Мангольда воплотить в жизнь наследие Спилберга? Нет. Минусов или пресных моментов всё же больше, чем плюсов. Это самый обычный «средняк», который не стоит похода в кино.
«Колесо судьбы» выглядит как диверсант, который внедрился во вражескую территорию и всеми силами пытается выдавать себя за своего. Проблема в том, что его уже давно дискредитировали. Просто все хотят посмотреть, как он будет изворачиваться.