Дело далеко не в цвете кожи: обзор фильма «Русалочка»
Никто об этом не просил, но перед нами очередное превращение классического мультфильма Disney в «живое кино», которое снова наступает на старые грабли.
Начну с откровений: Ариэль — моя любимая диснеевская принцесса, хотя её история далеко не самая сильная. Я не стеснялся смотреть диснеевские истории о принцессах, и так получилось, что мультипликационная «Русалочка» 1989 года запала мне в душу.
И когда в 2019 году я узнал, что на главную роль выбрали юную певицу Холли Бэйли, моей ярости не было предела. Но, со временем, я свыкся с этой больной реальностью и решил дать шанс мышиной корпорации.
Допустим, мы все забыли, что в мультфильме не было белокожей главной героини. Допустим, мы закроем глаза на то, как перевернувшийся в гробу Ханс Кристиан Андерсен описывал русалку «нежной и прозрачной, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами». Допустим, мы не знаем, что значит слово «канон» и что выбор чернокожих актёров на роли изначально белых персонажей — это самый дешёвый щит от справедливой критики.
Чем, в таком случае, является новая версия «Русалочки»? Собственно, ничем. Это такая преснота, по сравнению с которой, даже самое безвкусное блюдо вдруг приобретает бесчисленное количество вкусовых оттенков.
История в общих мазках соответствует оригиналу, но фильм упустил пару важных деталей из оригинала, которые могут сильно ударить по восприятию персонажей. Например, в момент сделки Ариэль и Урсулы, Себастьян пытается отговорить русалочку, но приспешники ведьмы — угри Флотсам и Джетсам — не дают крабу сделать этого и просто затыкают ему рот. Это было в оригинале. В фильме Себастьян просто прячется и ничего не делает, что превращает его из друга, который пытается помочь, в простого труса.
А ещё создатели фильма полностью вырезали повара Луи. Да, он эпизодический персонаж, но сцена, где он пытается приготовить Себастьяна — чуть ли не самая смешная во всём мультфильме. Зато, мы делаем принца Эрика ненастоящим принцем, а выкидышем из моря, которого приютила абсолютно ненужная сюжету королева. И вот таких моментов много. Заявляю это, как человек, который пересмотрел мультфильм перед походом на фильм.
Всем вышесказанным я не хочу сказать, что фильм не любит цитировать оригинал, но на выходе мы получаем какой-то обрубок, который переосмысливает персонажей, причём далеко не в лучшую сторону. А самое смешное тут то, что фильм идёт 135 минут, что в свою очередь, на целых 50 минут дольше мультфильма. Disney переиграл сам себя.
И что самое страшное — история потеряла весь свой сказочный шарм. И у этого есть несколько причин. Первая причина — это ты, а вторая — все твои мечты… шучу. Первая причина — превращение мультфильма в «живое кино». То есть, у нас тут ровно те же проблемы, что были с «Королём львом» и «Книгой джунглей», из-за которых вы не видите эмоций компьютерных зверей, что в свою очередь, приводит к вялому эмоциональному отклику у зрителя.
Ровно то же самое мы видим в случае с «Русалочкой». Да, животные тут играют не такую важную роль, но на трио из рыбки Флаундера, краба Себастьяна и чайки Скаттл, строился почти весь юмор оригинального мультфильма, коего тут тоже нет.
Вторая причина, из-за которой потерялся шарм оригинала — это актёры. Процитирую одну небезызвестную волшебницу: «эмоциональный диапазон — как у зубочистки». Вот эта фраза идеально описывает всю актёрскую игру в фильме. Абсолютно всем будто наплевать на то, в чём они снимаются.
Холли Бэйли, конечно, красивая и будто пытается выдать что-то кроме несчастного личика, но безуспешно. Кстати, критики хвалят в основном только её игру. Всё же «щит от справедливой критики» работает. Итог: игре Бэйли просто не веришь. Был ли я удивлён из-за этого? Нет. Я делал ставки совсем на другого персонажа.
В каждом классическом диснеевском проекте есть некто, способный затмить своей харизмой любого главного героя или принцессу. Речь тут об антагонистах. Шрам из «Короля льва», Аид из «Геркулеса», Злая королева из «Белоснежки и семь гномов», Малефисента из «Спящей красавицы», Круэлла из «101 долматинца»… мне продолжать? Эти культовые злодеи и злодейки настолько шикарны и харизматичны, что им довольно успешно посвящают отдельные фильмы.
В случае с «Русалочкой» у нас есть не менее известная Урсула — такая же шикарная и харизматичная осьминогоподобная ведьма с просто дьявольским оскалом. Во всей пресноте новой «Русалочки», Мелисса Маккарти в роли Урсулы просто должна была оторваться по полной. И визуально она действительно приковывает к себе всё внимание — идеальное попадание. Но, даже она не демонстрирует заинтересованности в своей роли. Нулевая актёрская отдача во всех смыслах. Если в диснеевском фильме не может зацепить даже злодей, то это капитальный провал.
Коротко об остальных аспектах. Графика не впечатляет. Хотя фильм иногда выдаёт нечто очень красивое, у нас уже есть пример отличной демонстрации подводного мира во втором «Аватаре», по сравнению с которым, новая «Русалочка» просто тонет и захлёбывается в страшных муках.
Музыка практически не претерпела изменений. Все культовые композиции на своих местах и актёры дубляжа отлично справились со своей работой, но и тут есть большое «но»… а именно — рэп композиция в исполнении Себастьяна и Скаттл. Тут должен быть мат, но мне нельзя. С каких пор рэп считается чем-то универсальным и в то же время способным идеально вписаться в любое повествование? Вопрос без ответа. Вот ровно насколько рэп был неуместен в недавнем «Разбое», ровно настолько ужасно он вписывается в новую «Русалочку».
Так что в итоге? Пресная актёрская игра, слабые графика и персонажи, сомнительные решения в повествовании, обрезанный оригинальный сценарий и в то же время до ужаса растянутый хронометраж. Disney снова упорно долбится лбом об стену и не видит своей главной ошибки — не трогать то, что и так шикарно работает. Если вам понравились все прошлые «перезапуски» Disney, то можно и посмотреть. В ином случае, вас ждут крайне изнурительные 135 минут издевательства над классикой.