Рассел Кроу изгоняет демонов: обзор фильма «Экзорцист Ватикана»
Хоррор фильм очень сдержан и осторожен во всех своих аспектах, но Рассел Кроу оживляет эту вечеринку с демонами.
В основе сюжета лежит история реально существовавшего отца Габриэле Аморта, священника, который был главным экзорцистом Ватикана и за свою жизнь провел более десяти тысяч изгнаний демонов. Аморт написал две книги мемуаров — An Exorcist Tells His Story и An Exorcist: More Stories, в которых подробно описал свой опыт борьбы с демонами, овладевавшими людьми.
Я сначала подумал, что это будет очередное «основано на реальных событиях», где действительно реальны только имена персонажей. Благо создатели умышленно отказались от биографического повествования. От этого и воспринимать фильм было легче.
Габриэле Аморта отправляют в разрушающееся аббатство в Испании. Там он знакомится с американкой Джулией (Александра Эссоу), её дочерью Эми (Лорел Марсден), одержимым демонами сыном Генри (Питер ДеСоуза-Фейхони) и начинающим местным священником Эскибелем (Дэниел Зоватто). В поисках причин жуткой одержимости маленького мальчика экзорцист узнаёт и раскрывает многовековой заговор, который Ватикан отчаянно пытался скрыть.
И знаете, Рассел Кроу — единственная благодать в этом достаточно среднем ужастике. Его персонажу веришь благодаря обезоруживающему чувству юмора. Он просит эспрессо у монашек, когда его ругает Кардинал Церкви, ездит на мопеде Vespa из Италии в Испанию или в шутку бросает высушенную голову мертвеца в своего коллегу Эскибеля. Кроу просто наслаждается от процесса игры, и это чувствуется.
Создатели прекрасно осознавали, что если и делать ставки, то только на Кроу. Всё сценарное внимание уделяется его персонажу и совсем каплю Эскибелю. И это отличное решение. Но по мере того, как Габриэле (для демонов просто Гейб) и Эскибель расправляются со своими прошлыми грехами, мы видим отработанные сюжетные тропы любого фильма про одержимость.
Фильм делает небольшую передышку от обычного «экзорцизма» и резко включает археологическое приключение на «20 минут, туда и обратно». К сожалению, фильм быстро забывает о приключенческом духе, чтобы вновь вернуться к исследованию грехов наших священников.
Ещё «Экзорцист Ватикана» достаточно смело критикует Папскую Церковь, но и тут у нас проблема. Фильм снова быстро струсил и вообще отказался от этой щепетильной темы в пользу стандартного финала, хотя и с приличным количеством крови и обнаженки, чем обычно. Американская семья вообще пропадает за 20−30 минут до финала. Не буду спойлерить, что с ними случилось, но выглядело это «исчезновение» как-то незаслуженно. Всё же вокруг их семьи строится большая часть повествования.
Вообще все актёры в фильме играют свои роли с невозмутимой серьёзностью… кроме Кроу, конечно же. И это плюс. Одержимый мальчик хорошо справился со своей работой, но, если честно, больше всего пугала его внешность и голос, а не игра.
Режиссер Джулиус Эйвери использует множество чрезмерных драматических приемов, но в целом, съёмка хорошая. Графики тут минимум, но если она и присутствует в кадре, то выглядит всё приемлемо, прямо на голливудском уровне.
По итогу создаётся впечатление, что «Экзорцист Ватикана» очень сдержан во всех своих аспектах. Фильм крайне осторожен во всём, от сюжета до технических моментов. «Экзорциста Ватикана» можно назвать фильмом категории «Б». На крупных сервисах о кино, у него стоит 6.1 балла из 10, и это максимально честная оценка. На это нужно сходить в кино из-за атмосферы, но при просмотре дома, такое точно не зайдёт.
Ах да, фильм заканчивается жирным намёком на продолжение, и уже официально объявлен сиквел. При бюджете в 18 миллионов вечнозелёных «Экзорцист Ватикана» заработал на текущий момент более 52 миллионов по всему миру.