Не серьезно: обзор фильма «Разбой»

Опубликовано· 12 811
Не серьезно: обзор фильма «Разбой»

Неплохой криминальный фильм, но совершивший ряд критических ошибок, из-за которых воспринимать его хоть как-то серьёзно просто невозможно.

Сразу предупрежу: я не любитель бандитских фильмов, созданных в СНГ пространстве. Я не смотрел легендарного «Рэкетира», «не перевариваю» «Бригаду», «Жмурки» и «Бумер». Депрессивную дилогию «Брат» вроде как усвоил, но без особых впечатлений. И как бы сильно я не любил творчество Юрия Быкова, «Завод» также не является чем-то крутым в моих глазах.

Называйте меня снобом, но голливудский лоск фильмов Тарантино, Ричи и Копполы как-то больше импонирует. У этого есть свои причины, и они никак не связаны с банальной ненавистью к постсоветскому кинематографу. Поэтому «Разбой» я буду рассматривать как часть мирового кинематографа, чем он по факту и является, а не нечто, снятое «для своих».

«Разбой» — неплохой криминальный фильм, произведённый нашими соседями из Киргизии, но совершивший ряд критических ошибок, из-за которых воспринимать его хоть как-то серьезно, просто невозможно. Сейчас все объясню.

В городе происходит ряд дерзких ограблений. Банду грабителей ищет лучшее подразделение полиции, но они всегда оказываются на шаг позади. Наконец бандиты решают сорвать большой куш и затем залечь на дно.

Фильм ныряет с места в карьер. В первые же секунды мы видим серьезных дядек, собирающихся на ограбление, параллельно нам показывают людей, которых бандиты собираются ограбить. Все подается на очень серьезных щах, даже съемка сначала впечатляет.

Но потом ты видишь, как бандиты достают американские винтовки М16 с модифицированными стволами и надевают маски Джейсона Вурхиза из серии хорроров «Пятница 13-е»… напомню, что место действия — Киргизия.

Все встает на свои места, когда оказывается, что М16 не настоящие, а взяты в специальном прокате стволов для страйкбола. Тут я выдохнул. А потом нам показывают, как бандиты грабят магазин с настоящим оружием и уносят эти же М16 вместе с парой автоматов Калашникова. Я не знаю, как устроено законодательство Киргизии: есть ли там магазины с настоящим оружием? А даже если и есть, продаются ли там настоящие американские М16?

Но, то, что сломало меня окончательно, это сцена, где хоронят одного из положительных героев фильма по имени Марат, до этого жестоко убитого предателем. Чтобы вы понимали, у Марата была невеста, которая постоянно просила его заканчивать со своей опасной работой и переходить на что-то более спокойное, иначе она не выйдет за него. И вот он погибает при исполнении. Нам показывают его похороны и параллельно свадьбу его любимой, которая в итоге выходит за другого… под рэп композицию «Нарекай» за исполнением Xcho, timmate & Пабло. Нет, песня неплохая конечно… но я давно так не смеялся.

И в самом конце происходит тот же самый испанский стыд. Не будет спойлером, если я скажу, что в криминальном фильме умрут все. Это уже истоптанная сюжетная тропа, которая не удивляет. И вот, в финале нам нагоняют драмы про предательство, месть за друга и долг перед Родиной… и снова под рэп композицию. Что сподвигло создателей на выбор песен именного этого жанра, остается только гадать. Если они посчитали, что это модно-молодежно и отлично будет играть на контрасте, то нет. Это просто смешно, хотя описанные выше моменты драматичны.

Кстати, о создателях: ни на одном из крупных сервисах о кино не указано, кто отвечает за монтаж и сценарий. Это просто несерьезно. Зрители должны знать хотя бы имена всех ответственных.

Теперь об актерском составе. Сыграно без изысков, но и ругать не хочется. Злодеи, герои и жертвы обстоятельств различимы сразу. Проскакивает некоторая «серая мораль» в мотивации и поступках, но она слишком блеклая, что вспомнил я о ее существовании при перепроверке обзора.

Но, огромное спасибо им за выбор локаций. Эти старые участки, где прятались бандиты — прямое попадание по атмосфере. Съемка — самая обычная и без изысков. Насилия в фильме минимум, но каждая такая сцена выглядит реалистично, кроме финальной перестрелки, которая заканчивается, не успев начаться.

Вся серьезность фильма разбивается о странные решения создателей. И докапываюсь я до этого фильма только потому, что криминальные драмы должны быть сосредоточены на более мрачном и реалистичном изображении криминального мира. А тут мы видим вроде бы как «мрачнуху» и реалистичных героев… но с американскими винтовками и масками голливудского культового злодея, умирающих под «рэпчик». Из-за таких моментов просто не веришь в происходящее на экране. Это, как если бы Бэн Аффлек снял свой «Город воров», где злодеи бегали с ППШ, в масках Кощея Бессмертного под песни Тейлор Свифт.

С винтовками я немного переборщил, потому что создатели вроде как поняли, что М16 — это нереалистично, и в финальной сцене герои бегали с калашами, а американские винтовки магическим образом куда-то пропали. Тем не менее, во все происходящее верится с трудом. Если вам нравятся фильмы телеканала «НТВ», то и «Разбой» тоже должен понравиться. И это не стеб. У каждого свои вкусы и это нормально. Всем остальным, лучше пройти мимо этого творения.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов