До мурашек: обзор фильма «Восстание зловещих мертвецов»

Опубликовано· 8 716
До мурашек: обзор фильма «Восстание зловещих мертвецов»

Вас ждёт целый аттракцион кровавого хаоса, который успешно встряхивает жанр хоррора.

Начну издалека. Сэм Рэйми — на тот момент будущий режиссёр трилогии «Человек-паук» с Тоби Магуайром — был ещё зелёным и неопытным киноделом, но он был одержим кинематографом. А ещё он любил Говарда Филлипса Лавкрафта и истории о демонах. И, как плод этой любви, в 1981 году на свет появляется кинолента «Зловещие мертвецы», которая по сей день считается культовой. Тоже самое касается и последующих двух частей.

«Восстание зловещих мертвецов» — не продолжение культовой франшизы, но и не ремейк, хотя смотревшие первые части, заметят множество отсылок. Теперь охотничьи угодья дедайтов (так звали местных демонов) перемещаются из хижины в лесу в затхлый многоквартирный дом в центре Лос-Анджелеса. И оказывается, что здание было построено над давно закрытым банком, из которого забыли забрать один мистический артефакт.

«Книга мёртвых», она же «Некрономикон» — главный камень преткновения всей франшизы, который служит вратами в наш мир для истинного зла. Новое издание в переплёте из человеческой кожи было заперто в банке вместе с несколькими виниловыми записями прошлого века с предупреждениями священника об опасности даже заглядывать в неё. Но вот происходит мощное землетрясение, создавшее проход в похороненный под зданием банк, и любопытный подросток, живущий со своей семьёй тринадцатью этажами выше, находит книгу вместе с пластинками.

Всё дальнейшее можно описать как кровавый хаос, нарастающий пока не достигнет ошеломляющей кульминации. И это в хорошем смысле! Я был скептически настроен по отношению к фильму из-за режиссёра Ли Кронина. Посмотрите его прошлые работы и сами всё поймёте. Ему просто не было доверия, но после просмотра «Восстания», хотелось хлопать стоя. Он показал, что может в сильный саспенс и отличную режиссуру. Конечно, это не полностью его заслуга, ведь ему помогали Сэм Рэйми и Брюс Кэмбелл. Последний играл главную роль в оригинальной трилогии о «Зловещих мертвецах» и сериале «Эш против зловещих мертвецов».

Оваций заслуживает и весь актёрский состав. Все играют натурально, но особого внимания заслуживает Алисса Сазерленд в роли Элли. Она является первой жертвой местного зла и её игра одержимой демонами матери — лучший перформанс. Её действительно боишься.

Ещё в «Восстании зловещих мертвецов» ярко проявляется то, за что любят всю франшизу — практические эффекты. За них отдельное и огромнейшее спасибо художникам-постановщикам. То есть, если вы видите, как одержимый подросток глотает куски стекла, то вам не постесняются показать отдельную сцену, где проглатываемое стекло, натурально прорезает горло изнутри. И мне даже страшно представить, сколько галлонов бутафорской крови было использовано. Чего только стоит сцена в лифте, которая явно отсылает к «Сиянию» Кубрика.

Оператор и специалист по монтажу тоже творят какую-то потустороннюю магию. Их работа способна вызывать шокирующую до судорог клаустрофобию, поскольку почти всё действо происходит в обшарпанной, но достаточно просторной квартире. Сцены, где вы вместе с Бэт наблюдаете через глазок двери за творящейся снаружи чертовщиной — что-то с чем-то. А момент, когда появляется название фильма на фоне зависшей в воздухе девушки — просто пальчики оближешь. И моё глубочайшее почтение звукорежиссёру, который отлично играет с тишиной и по совместительству с нашей психикой.

И если почитать мой обзор, то может возникнуть ощущение, что картина идеальна и её нужно смотреть всем любителям хорроров… но это не так. Во-первых, как вы поняли из всего вышесказанного, вас ждут очень натуралистичные кровавые сцены, от которых хочется корчиться, охать и закрывать глаза. Этот факт уже отсеивает особо впечатлительных.

Во-вторых, если вы любите скримеры, то и тут вас ждёт огорчение. Фильм давит, нагнетает, шокирует, но не пугает дешёвыми «Бу!». В-третьих, мало предыстории. Мне нравится недосказанная таинственность всего «лора» франшизы, но если вы любитель чётких ответов на висящие в воздухе вопросы, то также будете огорчены.

«Восстание зловещих мертвецов» не переворачивает жанр ужасов, на котором строится, но определённо даёт ему сильную взбучку. Это целый аттракцион кровавого хаоса, которых очень сильно не хватало жанру. Если вас не пугают все вышеописанные минусы, то не ждите качества, а прямо сейчас бегом в кинотеатр с друзьями. Такое надо смотреть на большом экране.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов