Кроссовки, изменившие мир: обзор фильма «Air: Большой прыжок»
Фильм не покажет, как Майкл Джордан стал именем нарицательным, но расскажет, как создавался бренд, продукцию которого носит весь мир.
Вы ведь знаете баскетбольные кроссовки Air Jordan. И, скорее всего, вы их носите, вне зависимости, оригинальные они или китайская реплика. Таким образом идея новоиспеченной продюсерской компании Мэтта Дэймона и Бена Аффлека рассказать о том, как возникла империя Air Jordan, кажется более чем разумной. И так оно и есть. Но, предупрежу сразу, фильм «Air: Большой прыжок» не покажет, как Джордан стал именем нарицательным, но расскажет, как создавался бренд, продукцию которого носит весь мир.
1984 год. Компания Nike, хоть и являющаяся синонимом «кроссовок для бега», сильно затмевается конкурентами Adidas и Converse на рынке. В центре истории находится специалист по спортивному маркетингу Сонни Ваккаро (Мэтт Деймон), руководящему маленьким баскетбольным подразделением компании. Учитывая ничтожный бюджет на рекламу в 250 тысяч долларов, Сонни мог бы заплатить трём посредственным игрокам за поддержку Nike, но его чутье указывает лишь на одного. У Сонни появляется цель — заполучить юного, но уже успешного Майкла Джордана в рекламную компанию баскетбольных кроссовок.
Даже из описания понятно, что «Air: Большой прыжок» — фильм про бизнес. Так оно и есть. Вы практически не увидите баскетбола. И пора сообщить, возможно, самую удручающую информацию для поклонников баскетбола — вы не увидите даже лица Джордана, хотя он неоднократно будет присутствовать в кадре, но об этом чуть позже.
Срежиссировал картину сам Бен Аффлек. Он также сыграл предприимчивого соучредителя и генерального директора Nike — Фила Найта. И в очередной раз Аффлек доказывает, что постановка картин у него в крови. Конечно, такой успех невозможен без большой команды профессионалов. Хочется оптом подчеркнуть, что Аффлек, актёрский состав, съёмочная группа и сценарий удачно помещают нас в капсулу времени и переносят в восьмидесятые. И чего только стоит плейлист фильма, энергии которого просто нет конца.
Деймон показывает свою обычную игру — прогрессивно мыслящий, серьёзный, но местами смешной. А Аффлек в роли Найта просто ставит свои босые ноги на свой директорский стол, тем самым подчёркивая свою «дзен» натуру и говоря нам, что он доброжелательный, но одновременно самовлюбленный генеральный директор крупной компании.
Отдельно хочется выделить Виолу Дэвис, которая демонстрирует идеальный баланс серьёзности, решительности и душевной теплоты. Ещё на огонёк заскочил Крис Такер — тот самый Картер из трилогии «Час пик». И он настолько приветлив и приятен, что диву даёшься, почему он больше не снимается в фильмах.
Мэттью Мехер сыграл дизайнера-инженера кроссовок Nike и отлично показал причудливость своего персонажа. Тоже самое касается Джейсона Бейтмана в роли маркетингового директора Nike — очень много говорит и шутит, но одной сценой отлично показывает всю драму этого персонажа.
А теперь вернёмся к самому Майклу Джордану. Его сыграл Дамиан Делано Янг. И как бы Майкл играет ключевую роль в фильме и даже присутствует в нескольких кульминационных сценах, однако его лицо мы не увидим, если не считать снимков с журнальных обложек и фрагментов архивных видеозаписей реального Майкла. А реплик у него на пару предложений. Зачем так сделали?
Если почитать интервью Аффлека для The Hollywood Reporter, то становится ясно следующее: Джордан настолько величественен, что Майклом Джорданом не может быть кто-то другой, кроме Майкла Джордана. Простыми словами, спортсмен представлен в фильме как «идея», а не персонаж. Вот такие пироги.
Итог: ни одного скучного места. Все актёры на своих местах. Всё выверено, в меру серьёзно и смешно. Но, «Air: Большой прыжок» доставляет удовольствие только в том случае, если вы заранее знаете, что фильм про бизнес. Иначе, вы увидите, как в зале, наполненном на четверть, к концу фильма окажетесь только вы и целующаяся парочка на последнем ряду.