Гай Ричи устал: обзор фильма «Операция "Фортуна": Искусство побеждать»

Опубликовано· 5 576
Гай Ричи устал: обзор фильма «Операция "Фортуна": Искусство побеждать»

Фильм проходит как заученный прогон стандартных сценариев шпионских фильмов.

Удовольствие, которое можно найти в фильмах Ричи, часто проистекает из его стиля. С помощью своего не раз продемонстрированного режиссерского чутья он доказал, что умная, нарушающая линейность съемка может генерировать почти столько же движущей энергии, сколько и по-настоящему увлекательный сюжет.

И «Операция „Фортуна“» вообще не про стиль и чутье Ричи. Фильм выглядит, как заученный прогон стандартных сценариев шпионских фильмов. Почти каждая секунда этого произведения пуста настолько, насколько неизменна угрюмая гримаса Джейсона Стэйтема в каждом фильме с его исполнением.

Стэйтем играет частного подрядчика Орсона Форчуна, которого жизнерадостный и циничный британский агент Нейтан (Кэри Элвес) призывает разыскать нечто, украденное на секретном объекте в Одессе. Что находится в портфеле, неясно. Британцы также не знают, кто его украл, и кто будет его покупать. Но они знают, что посредник — миллиардер Джордж Саймондс (Хью Грант). В поспешной экспозиции нас также знакомят с будущими напарниками Орсона — зеленый, но перспективный агент Джей Джей (Багзи Мэлоун) и технический эксперт Сара (Обри Плаза).

В чем ставка у всей операции? В банальном экономическом апокалипсисе. В чем напряжение? В банальной конкурирующей компании наемников, также пытающихся захватить контакт, номера счетов, портфель или любую другую форму, которую приняла цель. Что с персонажами? Вот тут остановимся поподробнее.

Джейсон Стэтхем… Извините, Стэйтем… как всегда крут, в плохом смысле, потому что ничего нового в его персонаже нет. Он никогда не вылезет из своего амплуа. Тут и добавить нечего. Со второстепенными персонажами тоже не совсем все гладко. Начнем с пустышек. Герой Багзи Мэлоуна просто существует и иногда помогает. Безликий и нулевой персонаж. Героиня Обри Плазы на протяжении всего фильма по-разному воспринимается как язвительный острослов, неуклюжий технарь-профессионал и сексуальный объект, без ощущения, что эти характеристики объединяются в личность. И это не смотря на всю мою симпатию к ней.

А Джош Хартнетт хорошо сыграл роль самовлюбленной кинозвезды, но его персонаж оказывается в значительной степени посторонним для общей истории. Все меняется, когда на сцену выходит Хью Грант — умеет играть! Его персонаж — единственная настоящая искра жизни всего фильма. Он не всегда, но смешной, по-своему обаятельный, а когда надо, может напугать так, что в штаны можно наложить.

Экшен. С ним все также банально и деградировано, что ли. Вспомните сцену побега от немцев по лесу во втором «Шерлоке Холмсе» с Дауни младшим. Вот это экшен. И это тоже снял Ричи. И не думал, что скажу, но все сказанное мной в сторону «Гнева человеческого» я бы хотел забрать обратно. Оказывается, Ричи умеет хуже. «Операция „Фортуна“» демонстрирует готовность Ричи поиграть со структурой сюжета, но сценарий путает расплывчатость с остроумием. Многоточия повествования не закладывают основу для чего-либо изобретательного. Почти все персонажи — пустышки, а юмор, льющийся из их уст, не бывает по-настоящему смешным или разрывным.

«Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» — это что-то вроде пародии на франшизу «Миссия невыполнима», которая лишь наполовину осознает, что она пародия. Это просто совершенно банальный шпионский фильм. За три года Гай Ричи выпустил три фильма. Он устал и ему надо бы отдохнуть. А тратить ли свое время на просмотр фильма в кинотеатре, решайте сами.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов