Лучшая премьера этой осени: обзор фильма «Меню»
Это одновременно своеобразная версия «Пилы», отмеченная звездой Мишлен, и вкусная сатира на то, во что превратилась высококлассная кухня.
Молодая пара (Аня Тейлор-Джой и Николас Холт) отправляется на отдаленный остров, чтобы попасть на ужин к известному шеф-повару (Рэйф Файнс). Вот такой краткий синопсис можно встретить на любом интернет-сервисе о кино. Не совсем исчерпывающе, но это то, что нужно знать. Остальное крайне важно увидеть и испытать самому, потому что «Меню» — лучший фильм этой осени.
Чтобы чуть лучше понимать данное заявление, «Меню» — черная комедия, с отличной актерской игрой. И это отличный триллер, потому что через некоторое время то, что подают посетителям ресторана Хоторн, превращается из «претенциозного» в «опасное». Даже опасность становится формой снобизма: вот насколько важна еда.
И все же самая вкусная шутка «Меню» заключается в том, что еда вообще не имеет значения. Еда — это абстракция, идея, созданная для воплощения некоего запредельного представления о совершенстве, которое имеет мало общего с пропитанием или удовольствием. И все связано с тщеславием тех, кто создает пищу, и тех, кто ее потребляет.
Последние, в данном случае, представляют собой ансамбль жертв, столь же изобилующих театральными изъянами, как персонажи фильма «Достать ножи». Они получают то, что заслуживают, просто за то, что пришли в этот ресторан. За то, что купились на мечту о том, что это еда, которую они заслужили, потому что они такие крутые и элитные.
Все актеры — молодцы, но Рэйф Файнс — вот главная звезда этого фильма. Он настолько хорош, что просто восхитителен. Он играет арт-шеф-повара из ада, как высшего аннигилятора снобизма, как будто его миссия — готовить еду, которую нужно смаковать, но которая почему-то слишком хороша, чтобы есть. Он возвышает ее и мучает одновременно.
Шеф-повар Слоуик — безумный ученый в области гастрономии, который свел саму суть приготовления пищи к прославленному лабораторному эксперименту. Посетители — его подопытные кролики, и, возможно, именно поэтому он питает к ним едва скрываемое презрение. Как оказалось, меню, которое он разработал, тщательно составлено так, чтобы все они получили по заслугам, как если бы это была версия «Пилы», отмеченная звездой Мишлен.
Режиссер Марк Майлод — британский ветеран телевидения, у которого есть крутые задатки, и он демонстрирует их здесь. Его постановка остра, элегантна, ледяна в лучшем смысле этого слова. А сценарий никогда не перестает интриговать. «Меню» делает одну вещь исключительно хорошо: удерживает ваше внимание до самого финала. Уже одно это вызывает слюноотделение. Даже если вы не получите все ответы, на возникшие вопросы, а они точно будут, просмотр того стоит. Разнообразный спектр эмоций гарантирован.