Антивоенная классика Ремарка получает новую жизнь: обзор фильма «На Западном фронте без перемен»

Опубликовано· 2 265
Антивоенная классика Ремарка получает новую жизнь: обзор фильма «На Западном фронте без перемен»

Мощная человеческая одиссея от Netflix о цене бесконечной войны и прихотях сильных мира сего.

Первая мировая война закончилась чуть более века назад, и она никогда еще не казалась таким историческим листом, на который можно проецировать наши страхи, наши надежды и нашу собственную культурную тьму. Возможно, именно поэтому грандиозная эпопея Сэма Мендеса «1917» и ее история выживания «вопреки всему» так понравились зрителям и организациям, занимающимся присуждением наград. Было легко представить себя на поле боя перед камерой Мендеса и наши собственные смелые спасательные миссии.

Фильм Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен», третья крупная кинематографическая адаптация легендарного романа Эриха Марии Ремарка, использует во многом те же исходные материалы, что и более свежий хит Мендеса. Вы найдете больше длинных дублей бесполезных атак над окопами, больше моментов затишья перед неизбежной бурей войны и больше молодых актеров, брошенных в горнило, которое превращает мальчиков в воинов.

Но фильм Бергера избегает сравнений с Мендесом, чтобы вместо этого дать нам нечто более мрачное, более жестокое и, возможно, более честное. Это фильм о мальчиках, которые не вернутся домой, и его история оказывается одновременно глубоко трогательной и удивительно вневременной.

Как и в романе Ремарка, сюжет сосредоточен на Пауле Боймере (Феликс Каммерер), молодом немецком студенте, который увлекся национализмом военного движения и записался на службу, чтобы получить билет в один конец на передовую в борьбе против Франции. Пол идет на войну с сияющими глазами, улыбаясь, стремясь к мантии «ветерана» и «героя», которая накроет его плечи при возвращении домой.

Чего он не знает, так это того, что его униформу совсем недавно сняли с трупа и постирали для повторного использования. И его путь к так называемой славе лежит через мили грязи, а его группа друзей-идеалистов не будет цела к концу войны.

Скорость и постоянство, с которыми их пыл превращается в беспросветный ужас, как только они оказываются в залитой дождем и кровью реальности окопов, можно ожидать, но, тем не менее, это все равно шокирует. Способность Каммерера и его молодых коллег по актерскому составу передать пронизывающий до костей ужас перед артиллерийскими обстрелами и проносящимися над головой танками сравнима только с полным владением Бергером военной техникой и движущей силой повествования.

Режиссер также находит место для бюрократов, которые обращаются с молодыми людьми как с расходным материалом, а также для тех, кто слишком поздно осознает бессмысленность своей жертвы. Девид Стрисов просто ужасен как генерал, который отказывается признать, что война почти закончена.

Даниэль Брюль добавляют еще один слой безнадежности в роли Маттиаса Эрцбергера, государственного секретаря Германии, который ведет переговоры об окончании войны на борту роскошно обставленного поезда. Эрцбергер вынужден принять условия капитуляции, которые помогут посеять семена для возвышения Третьего рейха и начала Второй мировой войны.

Для фильма, сосредоточенного на том, чтобы правильно передать технические реалии войны, именно чувство Бергера и терпение к моментам, которые нарушают эти ужасы, делают изображение настолько необычным.

«На Западном фронте без перемен» от Netflix — это мощная человеческая одиссея о цене бесконечной войны и прихотях сильных мира сего. Сцены сражений запоминаются, но не менее запоминающимися являются моменты тишины. Хроника Ремарка о неопровержимой бессмысленности войны сама по себе должна была положить конец всем войнам. Но имеем, что имеем.

Роман Кнышов
Автор
Роман Кнышов