Классика снова осквернена: обзор фильма «Пиноккио»
Очередной ремейк от Disney выглядит более безжизненным, чем любая кукла.
Классический мультфильм 1940 года все еще способен восхищать и даже ужасать юных зрителей много десятилетий спустя. «Пиноккио» 2022 года, снятый легендарным Робертом Земекисом и выпущенный сразу на Disney+, вместо того, чтобы передать очарование старой школы оригинала, выглядит просто безжизненным. А, на секунду, Земекис снимал такие фильмы как «Назад в будущее», «Форрест Гамп» и анимационные «Полярный экспресс», «Беовульф», «Рождественская песнь» и «Кто подставил кролика Роджера».
Часть вины лежит на Disney. Студия продвигает нескончаемый поток ремейков, мало заботясь о том, нашла ли она новый подход к созданию. Зритель почти всегда получает зомбированную, но востребованную на рынке ностальгию, представленную с гладким современным блеском.
Пиноккио чересчур придерживается такого подхода. Его основные сюжетные моменты перекликаются с фильмом 1940-х годов. По иронии судьбы, если бы Земекис заглянул еще дальше в прошлое, к оригинальному итальянскому роману Карло Коллоди 1883 года, то, возможно, нашел бы более свежий поворот. Книга подвергает своего кукольного главного героя невыразимым ужасам, прежде чем он достигнет своей цели — стать «настоящим мальчиком».
Уолт Дисней, возможно, мудро понял, что грубые грани книги нужно отшлифовать. Так, в его экранизации, Пиноккио не дает пинка в нос своему отцу Джеппетто и не убегает, а когда мудрый сверчок советует кукле вести себя хорошо, его не прибивают молотком.
Тем не менее, у Пиноккио 1940 года действительно есть озорная жилка, наряду с его знаменитой склонностью ко лжи. И последствия, с которыми он сталкивается, вселяют страх в сердце зрителя. Сцена, в которой Пиноккио и его друг Фитиль начинают превращаться в ослов, остается одной из самых пугающих вещей, когда-либо созданных Диснеем.
Версия Земекиса устраняет все до последнего намека на плохое поведение или угрозу. Его Пиноккио выглядит точно так же, как у Уолта Диснея — в комплекте с желтой шапочкой, но он просто бесхитростный, невинный мальчик с широко раскрытыми глазами, неспособный ориентироваться в мире лжецов и воров.
Пиноккио, озвученный Бенджамином Эйнсуортом, сталкивается с компьютеризированными сверчком Джимини (Джозеф Гордон-Левитт), веселой чайкой Софией (Лоррейн Бракко) и коварным лисом Честным Джоном (Киган-Майкл Ки). Голос последнего в оригинальной озвучке — восхитителен. А главная цель лиса — обмануть Пиноккио и ввести его в заблуждение. Заигрывания Пиноккио с карьерой в цирке или беззаконная жизнь с Фитилем — результат не более чем чистой наивности.
Джеппетто, которого играет жизнерадостный Том Хэнкс, отправляет его в школу, а затем исчезает из фильма до его завершения. А жаль. Почти вся живость фильма пропадает с его уходом.
Роман Коллоди морализирует о необходимости детей слушаться своих родителей и следовать правилам общества. Оригинальный мультфильм Диснея показывает растущую зрелость своего главного героя. А Земекиса, похоже, не вдохновляет ни один из этих импульсов.
После своего трио отличных анимационных фильмов в начале 2000-х, Земекис, казалось, возвращался в качестве одного из новаторов Голливуда. Но «Пиноккио» наводит на мысль, что режиссер свернул на более ленивую территорию.