Рецензия: «Прибытие»
Знакомство с изумительным «Прибытием» надолго останется в вашей памяти.
За последние несколько лет тема футуризма и ближайшего будущего стала снова крайне популярной после определенного застоя. Возрождается жанр научной фантастики: «Прометей», «Гравитация», «Интерстеллар», «Марсианин» — все они несомненно оказывают положительное влияние на жизнь человека. Люди начинают больше обращать внимание на всевозможные научные открытия, получать кое-какое понимание законов астрономии и физики, а для некоторых картина мира становится более целостной.
На этой неделе состоялась премьера фильма «Прибытие» режиссера Дени Вильнёва, который впервые взялся за жанр sci-fi. И забегая вперед скажу, что он создал шедевральную картину. Казалось бы, тема НЛО, космоса, пришельцев уже разжевана стопицотраз, но канадский постановщик сумел внести что-то новое, что-то своё.
Правительство обращается за помощью к ученому-лингвисту Луизе Бэнкс (Эми Адамс) и физику Иэну Доннели (Джереми Реннер), чтобы те помогли наладить контакт с неожиданно явившимися пришельцами. 12 кораблей чужаков, в виде семечек подсолнечника, приземлились на разные уголки планеты. Военные пытаются узнать их намерения, но для этого нужно понять язык, на котором общаются гости…
Когда люди идут на контакт с пришельцами в кино, то режиссеры начинают сочинять сказку. Помните «Людей в черном»? Там общение с жителями других цивилизаций проходило без проблем (Голливуд практически никогда не пытался сделать этот процесс сложным): либо интернациональные собеседники понимали друг друга, либо у них было универсальное устройство для перевода. Но если чуток быть реалистом, то можно понять, что коммуникация с инопланетянами — это гораздо сложной процесс. У нас нет возможности моментально понять инородный язык, который вообще никак не связан с человеческим. Мы до сих пор не можем расшифровывать все языки нашего мира, более того мы не можем «свободно» общаться с другими представителями нашей планеты — животными, птицами, насекомыми — куда нам до чужеземцев… Наверное, именно в «Прибытии» показан наиболее реалистичный сценарий возможного контакта с инопланетянами.
Сюжет фильма основан на короткой повести Теда Чана «История твоей жизни», сложному по своей структуре и практически не поддающемуся адаптации рассказу. Он состоит из разговоров героини со своей дочерью и попыток расшифровать язык гептаподов (название пришельцев). В ходе работы с инопланетянами лингвист открывает в себе нечто совершенно новое, которое зритель узнает в самом конце.
К этому событию Вильнёв с командой замечательных актеров ведёт неспешно и плавно (медленное повествование — фирменный стиль Дени), рассказывая в деталях работу специалистов по лингвистике. Процесс разработки новой языковой системы и взаимодействие с совершенно иной формой жизни получились очень правдоподобными и увлекательными, местами немного затянутыми, но нужными для эффекта «вау» в развязке. Хотя пришельцы появляются на экранах мельком, но они становятся мостом передачи главных идей фильма зрителям. В этой научно-фантастической драме поднимаются темы страха перед неизведанным/новым, времени, будущего, предопределенности судьбы, разногласия и противоречия между людьми, их места в этом мире и ещё много вопросов, которые заставят погрузиться в глубокие размышления.
Это не «День независимости», где нужно просто «отключить мозг» и наслаждаться происходящим на экране, здесь техническая составляющая сопровождается с действительно отличным содержанием, присущим для «умного» кино, как у недавней работы Кристофера Нолана.
Вильнёв смог найти своего рода «золотое сечение» между коммерческим и полезным/интеллектульным фильмом. Теперь можно не беспокоиться за сиквел «Бегущего по лезвию», который срежиссирует этот же канадский гений.
Благодарим кинотеатр Premier Hall Cinema за предоставленный билет.
![Шухрат Латипов](/uploads/staff_member/avatar/bf51b1ad.jpg)