Рецензия: «Барон»
Обилие разноплановых актеров и лингвистический аралаш (узбекский, русский, смесь узбекско-русского тюремного жаргона, турецкий и пушту) поначалу напрягают. Не переживайте — вы быстро втянетесь. Это, кстати, первый узбекский фильм, снятый в сверхвысоком разрешении 4K, поэтому картинка ярче, а звук четче. Но, давайте по порядку.
Последний год показал, что мир катится в пропасть. Кровавые войны, ужасные теракты, геополитические конфликты, экономический кризис — всё это невольно заставляет задуматься о будущем нашего общества. Среди прочих глобальных проблем стоит и наркоторговля, которая с годами только расширяет свои сети и проникает в новые страны. Остросюжетный боевик «Барон» рассказывает о борьбе с наркотрафиком, попутно поднимая темы любви и мести, отцов и детей, семьи, справедливости и самоотверженности.
Чемпион мира по боксу Батыр (Улугбек Кадиров) оказывается в тюрьме из-за драки с незнакомцами, которые приставали к его жене (Шахло Темирова). Последняя, желая спасти мужа из тюрьмы, дает своё согласие стать «живым контейнером» для перевозки героина в Москву. Однако она погибает в ташкентском аэропорту из-за разрыва упаковки со смертельной дозой. Батыр, узнав новость о гибели своей возлюбленной, решает отомстить наркоторговцам и соглашается на сотрудничество с местной спецслужбой. Органы правопорядка Узбекистана вместе с коллегами из России готовят масштабную операцию по ликвидации транзита большой партии наркотиков, и преуспеть им в этом поможет Барон.
Режиссером картины выступил Рустам Садиев, получивший широкую известность благодаря фильмам «Приезжий жених» (Келгинди куёв), «Мачеха» (Ўгай она), «Предатель» (Sotqin). Последняя картина стала первой работой Садиева, основанной на реальных событиях. В «Бароне» от него требовалось также показать реальные насущные проблемы с наркотиками, продемонстрировать борьбу правоохранительных органов с этой чумой, которая несет лишь беды и смерть. Результат получился впечатляющим. Актерский состав пестрит не только звездами узбекского кино — Джавахир Закиров, Улугбек Кадыров, Дильноза Кубаева, Фархад Махмудов, Шахзода Матчанова, Рано Шодиева, Мухаммад Исо Абдулхаиров, Хабибулло Низомов, Шахло Темирова, Якуб Ахмедов — но также российского — Андрей Смоляков, Павел Прилучный, Виктор Вержбицкий, Фархад Махмудов; и мирового кино — Гасан Масуд (роли капитана Амманда в фильме «Пираты Карибского моря» и роль Саладина в «Царстве небесное»).
Шахло Темирова (жена главного героя) блестяще передала образ узбекской девушки, готовой на все ради своего возлюбленного, даже на преступление. Джамила Гафурова (в фильме — Розигуль) отлично сыграла коварную женщину, охваченной жаждой наживы, полностью человечности, готовой ради денег предать даже свою сестру (Рано Шодиева). Это, безусловно, её лучшая отрицательная роль. Джавахир Закиров, сыгравший главаря террористов и мятежников в предыдущем фильме Рустама Садиева «Предатель», на сей раз предстаёт майором СНБ, который умело, местами креативно, противодействует «злым силам». Фархад Махмудов (в фильме — Иззат) был просто шикарен в роли правой руки наркоторговца Марданбоя. Харизма потрясает, как и цитирование Омара Хайама.
Особых оваций заслуживает композитор Данияр Агзамов: музыкальное сопровождение раскаляло драматические сцены до нельзя, вызывая яркий синтез биполярных чувств. Музыкальный бэкграунд добавляет мощи ко многим моментам, которые явно резонируют с аудиторией и надолго сохраняются в памяти.
Создатели не забыли продемонстрировать и культурные ценности узбекского народа. Ляган из риштанской обожжённой глины, плов, народные поговорки и пословицы, особенности узбекского воспитания, даже манеры узбекских таксистов не остались в стороне.
Немного напрягает большой хронометраж — более двух с половиной часов. Несмотря на это, после сеанса зритель выходит переполненный чувством гордости. И не только за узбекский кинематограф. Но и за супергеров, не стремящихся к известности, которые «в отличие от боксеров, выходят на ринг, не зная своего соперника». Именно они во времена войн, терактов, конфликтов сохраняют нашу веру как минимум в мирное небо, как максимум — в человечество.