Ташкентский сейсмический модернизм
В 70-е годы Ташкент стал местом смелых архитектурных экспериментов и одной из столиц советского модернизма. Некоторые исследователи даже обозначают отдельный термин — «ташкентский сейсмический модернизм». Сейчас послевоенная архитектура соцлагеря находится на пике своей популярности. В связи с этой модой, уникальные здания советского модернизма в Узбекистане вызывают все больший интерес исследователей и туристов со всего мира, становясь нашей новой визитной карточкой.

Вместе с дизайнером Александром Фёдоровым мы расскажем вам о главных памятниках так называемого сейсмического модернизма в Ташкенте.
реклама

Александр Фёдоров

дизайнер

Несколько лет занимается проектом Tashkent Modernism и исследованиями в этой области, печатает постеры, устраивает экскурсии по Ташкенту, а сейчас работает в московском Доме культуры ГЭС-2 над созданием 3D-моделей главных зданий ташкентского модернизма.

Александр Фёдоров
дизайнер
Несколько лет занимается проектом Tashkent Modernism и исследованиями в этой области, печатает постеры, устраивает экскурсии по Ташкенту, а сейчас работает в московском Доме культуры ГЭС-2 над созданием 3D-моделей главных зданий ташкентского модернизма.
Можно смело утверждать, что современная мода на советский модернизм началась с французского фотографа, главного редактора журнала Citizen K Фредерика Шобэна. В период с 2003 по 2010 годы он объехал 13 бывших советских республик и издал альбом со снимками 90 футуристических зданий. Свой проект он назвал «CCCP», придав привычной аббревиатуре новое значение — Cosmic Communist Constructions Photographed. Шобэн первым заметил, что время превратило советский модернизм в экзотику: в его альбоме бетонные дворцы, гостиницы и театры напоминают руины древней цивилизации. Даже пребывая в упадке, они оставляют ощущение величия.

Благодаря необычной подаче фотоальбом привлек внимание к прежде малоизвестной за рубежом советской послевоенной архитектуре.
Можно смело утверждать, что современная мода на советский модернизм началась с французского фотографа, главного редактора журнала Citizen K Фредерика Шобэна. В период с 2003 по 2010 годы он объехал 13 бывших советских республик и издал альбом со снимками 90 футуристических зданий. Свой проект он назвал «CCCP», придав привычной аббревиатуре новое значение — Cosmic Communist Constructions Photographed. Шобэн первым заметил, что время превратило советский модернизм в экзотику: в его альбоме бетонные дворцы, гостиницы и театры напоминают руины древней цивилизации. Даже пребывая в упадке, они оставляют ощущение величия.

Благодаря необычной подаче фотоальбом привлек внимание к прежде малоизвестной за рубежом советской послевоенной архитектуре.
В 2012 году за ним последовала венская архитектурная выставка «Советский модернизм 1955-1991. Неизвестные истории», сделавшая модернизм неотъемлемой частью медийного образа постсоветского пространства.

Любопытство иностранцев переоткрыло послевоенный модернизм в России. А в последние годы эта мода докатилась и до Ташкента, одной из столиц советского модернизма. Сейчас ташкентский модернизм становится еще одной визитной карточкой Узбекистана и вызывает не менее живой интерес туристов, чем наши древние города.

У этого процесса есть позитивные стороны. Так, после нескольких десятилетий пренебрежения и разрушения, модернизм снова стал осознаваться как часть общего культурного наследия. Активисты, блогеры, краеведы стали влиять на культурную политику, а некоторые модернистские здания были включены в республиканский список охраняемых памятников.

Сам термин «советский модернизм» существует не так давно и описывает одно из трех основных направлений архитектуры СССР наряду с авангардом и неоклассицизмом («сталинский ампир»). Он охватывает период с 1955 по 1991 год. Начальной точкой перехода к модернизму можно считать постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Истоки советского модернизма лежат в брутализме и произведениях Ле Корбюзье, который к пятидесятым годам XX столетия переработал основы советского конструктивизма в новый архитектурный стиль. Функционализм стал основой современного строительства. Основными материалами в строительстве стали железобетон, стекло и сталь.

Модернистские здания в так называемом «интернациональном стиле» стали появляться в Ташкенте еще с начала 60-х годов. Их авторами были исключительно ташкентские архитекторы. Тогда были построены ЦУМ, торговый центр «Чиланзар», гостиница «Россия» и кинотеатр «Панорамный».
Однако поворотным событием, превратившим Ташкент в одну из столиц советского модернизма, стало землетрясение 1966 года, почти полностью разрушившее большую часть города. Тогда было принято решение срочно восстанавливать его силами архитекторов и строителей со всего Советского Союза. Так появился урбанистический феномен, кардинально изменивший облик Ташкента. Некоторые исследователи называют его сейсмическим модернизмом.

Например, немецкий архитектор Филипп Мойзер в своей книге «Сейсмический модернизм. Архитектура и домостроение советского Ташкента», пишет:
«Ташкент, самая южная миллионная метрополия Советского союза, — город, поражающий архитектурными контрастами и парадоксами. Ташкент знаменит самыми красивыми в мире сборными зданиями. В градостроительном отношении он всегда отличался известной двойственностью, порожденной сосуществованием древнего восточного и нового русского городов.

Со всей очевидностью, эти контрасты и эта двойственность проявились после разрушительного землетрясения 1966 года, когда новый город выжил, а старый превратился в руины. Но это трагическое событие имело и положительную сторону. Ташкент стал лицом сейсмического модернизма — природная катастрофа инициировала кардинальное обновление городской структуры. Таким образом, Ташкент представляет собой уникальный пример радикальной реконструкции городской среды и создания советского мегаполиса с помощью типового строительства».
«Ташкент, самая южная миллионная метрополия Советского союза, — город, поражающий архитектурными контрастами и парадоксами. Ташкент знаменит самыми красивыми в мире сборными зданиями. В градостроительном отношении он всегда отличался известной двойственностью, порожденной сосуществованием древнего восточного и нового русского городов.

Со всей очевидностью, эти контрасты и эта двойственность проявились после разрушительного землетрясения 1966 года, когда новый город выжил, а старый превратился в руины. Но это трагическое событие имело и положительную сторону. Ташкент стал лицом сейсмического модернизма — природная катастрофа инициировала кардинальное обновление городской структуры. Таким образом, Ташкент представляет собой уникальный пример радикальной реконструкции городской среды и создания советского мегаполиса с помощью типового строительства».
Есть несколько факторов, повлиявших на формирование новой ташкентской архитектуры. Во-первых, город воспринимался как витринная столица Средней Азии. Соответственно, здесь архитектура носила более репрезентативный характер, нежели в других республиках региона. Кроме того, это одна из наиболее наглядных попыток создать архитектуру, «национальную по форме, коммунистическую по содержанию», попытка продемонстрировать советскую «модернизацию Востока с учетом местных архитектурных традиций».

Давайте пройдемся по наиболее значимым и хорошо сохранившимся памятникам ташкентского модернизма. Они стали важными точками на туристических маршрутах, поэтому на них можно и нужно посмотреть своими глазами. С этой целью к каждому зданию привязана геометка.
реклама
кинотеатр «ПАНОРАМНЫЙ»
кинотеатр «ПАНОРАМНЫЙ»
Дворец кино имени Алишера Навои
Адрес: проспект Алишера Навои, 15
Дворец кино имени Алишера Навои
Адрес: проспект Алишера Навои, 15
Одно из первых модернистских зданий, появившихся в Ташкенте еще до землетрясения и благополучно пережившее его. Это единственное здание в Узбекистане, вошедшее в вышеупомянутый фотоальбом Фредерика Шобэна «CCCP». Кинотеатр оказался уникальным объектом, благодаря которому Ташкент в свое время оказался в фарватере мировых архитектурных тенденций.

Композиция его состоит из сочетаний двух простых объемов — многогранного цилиндрического киноконцертного зала на 2300 мест и горизонтально вытянутого двухэтажного прямоугольного павильона с вестибюлем. Стены многогранного зала выполнены сборными, из полукруглых бетонных панелей в форме половинок яичной скорлупы, которая, как известно, является очень прочной. Именно это добавило дополнительную сейсмостойкость зданию.

В 1991 году кинотеатр был переименован во Дворец кино имени Алишера Навои. Сегодня здесь проходят премьеры фильмов, игры КВН и другие мероприятия.
Гостиница «Узбекистан»
Гостиница «Узбекистан»
Это 17-этажное здание было построено в 1974 году и должно было стать главным отелем города системы «Интурист», предназначенным для приема участников международных форумов, проводившихся в Ташкенте. А также интуристов, которых привлекал набирающий популярность маршрут «Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива». Изначально здание было рассчитано на 750 мест, но в процессе строительства вместимость довели до 930 мест.

Архитектура гостиницы привлекает наибольшее количество туристов, приезжающих в Узбекистан. Она представляет собой сочетание европейского и восточного стилей. Наиболее запоминающимся элементом здания является узорчатая солнцезащитная решетка, так называемая «панджара», увеличенная до гигантского размера. Крупная деталировка восточного фасада выдержана в «южном» варианте брутализма.

Сегодня «Узбечка», как ласково называют гостиницу местные жители, не только городская достопримечательность, но и действующий отель.
Дворец «Дружбы народов»
Дворец «Дружбы народов»
Был построен на одноименной площади в 1980 году (сдан в эксплуатацию в 1981 году) по проекту Евгения Розанова для проведения концертов и праздничных мероприятий. Уникальной архитектурной форме здания придано сходство с археологическими находками Варахша и Кампир-Кала — основание строения представляет собой квадрат, все четыре стены имеют одинаковую отделку и оформление.

Внутреннее убранство Дворца дружбы народов было исполнено с вызывающей роскошью, нехарактерной для начала 1980-х. Плафоны были украшены фонарями, люстрами из Чехословакии и объемными гипсовыми панелями, лестницы отделывались позолотой, полы набраны фигурным паркетом, гигантские плоскости стен облицованы темно-синей керамикой.

Дворец вышел настолько дорогим, что его использование почти всегда оставалось эксклюзивным. В 1980-е годы здесь проходили съезды и правительственные концерты, но они случались нечасто. Поэтому сооружение, внешне походившее на крепость, большей частью пустовало, оставаясь своеобразным памятником «застою» с его оторванностью от реальности и несоответствием архитектурных декораций реальным социальным процессам. Однако в независимом Узбекистане дворец стал главным концертным залом и эксплуатируется весьма активно.
реклама
Рынок Чорсу
Рынок Чорсу
Один из немногих памятников советского модернизма в «старом городе», Чорсу — это огромный центральный купол в окружении семи куполов поменьше, расставленных вокруг. Все купола выполнены без единой опоры и облицованы цветной керамикой: синей или лазурной, с орнаментами по кромке. На каждом — свои.

Здесь интересно наблюдать за тем, как строгая архитектура модернизма обрастает слоями из хаотичных пристроек, в попытках увеличения торговых площадей. Базар расползается во все стороны и заполняет собой все свободное пространство. Это ведет к постоянным попыткам реконструировать рынок. Ценность его архитектуры при этом редко принимается во внимание.

Тем не менее, это крайне интересное место, одно из наиболее посещаемых туристами. Настоящий восточный базар — шумный, красочный и кипящий. Также можно посмотреть на не менее значимый памятник модернизма, находящийся рядом — многострадальное здание гостиницы «Чорсу».
Телебашня
Телебашня
Общая высота ташкентской телебашни составляет 375 метров и на момент завершения строительства она стала вторым по высоте архитектурным объектом в СССР, после Останкинской телебашни и первым в Средней Азии.

Техническая сложность в возведении высотной конструкции в сейсмическом районе потребовала содействия множества проектных бюро и институций. Задача была решена эффективно и выразительно: каркас вертикальной конструкции диаметром 12 метров был вставлен в «треногу» трех конических опор, смыкающих конструктивный пояс на стометровой высоте. Это обеспечивало устойчивость конструкции, а также придало башне уникальный силуэт, аналога которому в мировой практике не было.

Два яруса, опоясывающие сооружение на стометровой высоте, были декорированы национальным узором. Приемы национального зодчества применены и при решении интерьеров вестибюля и залов ресторана. Декоративное оформление башни объяснялось тем, что изначально она задумывалась не только как техническое, но и культурно-развлекательное сооружение, в котором, помимо телецентра и передающих устройств, планировалось организовать ресторан с обзорными площадками, а также музей, посвященный высотным башням мира.

Сегодня можно посетить смотровую площадку на высоте 94 метра, а на высоте 104 метра работает ресторан «Коинот», который ровно за час совершает оборот вокруг своей оси.
Музей Ленина
Музей Ленина
Музей истории Узбекистана
Адрес: улица Шарафа Рашидова, 3
Музей истории Узбекистана
Адрес: улица Шарафа Рашидова, 3
Здание ташкентского филиала Центрального музея В.И. Ленина возведено в 1970 году к 100-летию со дня рождения основателя СССР. Простое, но монументальное, почти квадратное в плане, светлое, оно хорошо обозревается со всех сторон. Благодаря сплошному остеклению фойе казалось, что здание парит над улицей.

В нем сделано четыре надземных и два подземных этажа с вводным залом и экспозиционными помещениями (в двух верхних этажах). Нависающий верхний объем музея облицован ажурными панелями-панджарами в национальном стиле, которые одновременно выполняют функции ограждающих конструкций и солнцезащиты.

В настоящее время в здании располагается Музей истории Узбекистана, который был создан в 1876 году по приказу Александра II, несколько раз переезжал с места на место, пока не оказался здесь.Музей насчитывает 250 000 экспонатов, в том числе и очень редкие.
реклама
Выставочный зал Союза художников
Выставочный зал Союза художников
В 1974 году в центре Ташкента открылся крупнейший в Центральной Азии Выставочный зал Союза художников УзССР. Общая площадь Выставочного зала составляла 2500 м².

Четырехсторонние фасады архитектурно были стилизованы под пештак — большой арочный портал, традиционный для восточной архитектуры. На фасадах был нанесен упрощенный геометрический орнамент, а в облицовке здания использовалась бирюзовая плитка. Внутри располагался двухцветный холл, соединяющий выставочную площадку первого этажа — зала скульптуры и графики, и второго этажа — зала живописи и прикладного искусства.

Удачные пропорции, запоминающийся индивидуальный облик и выгодное градостроительное положение способствовали тому, что по завершении строительства Выставочный зал стал одной из «визитных карточек» Ташкента. Здесь проходили главные республиканские выставки, а также некоторые региональные и международные арт-форумы.

Здание, в целом, хорошо сохранилось и продолжает исполнять первоначальные функции. В небольшом парке, прилегающем к зданию, находится еще один зал под открытым небом, где выставляются скульптуры, а в теплые солнечные дни и картины.
Экспериментальный дом «Жемчуг»
Экспериментальный дом «Жемчуг»
После землетрясения 1966 года правительство объявило конкурс на проектирование и строительство экспериментальных домов с высокой сейсмоустойчивостью. Одной из участниц конкурса стала архитектор Офелия Айдинова. Она придумала «Жемчуг» — экспериментальный монолитный керамзитобетонный дом, организованный по принципу «вертикальной махалли». На первом этаже расположился ювелирный магазин «Жемчуг», который и дал название дому.

Дворы-рекреации — одна из главных особенностей дома. Каждые три этажа объединены общим двором высотой 10 метров. По задумке, жильцы должны были проводить здесь время вместе и сами обустраивать общую зону. Каждый двор немного отличается от других, но во всех растут деревья, стоят лавочки, а с балкона открывается вид на город. До 2000-х годов, по воспоминаниям жильцов-старожилов, здесь кипела жизнь: праздновали дни рождения и свадьбы, готовили плов, старики встречались и проводили на лавочках время за играми и чаепитием.

Заходя в этот дом, попадаешь в плен счастливого коммунального быта. Казалось, что для жизни здесь было все, даже прачечная в подвале и крыша с бассейном для всех жильцов. Но на деле все превратилось в эксперимент на выживание: дом строился 11 лет, и часть жильцов просто не дождалась своих квартир. Те, кто дождался, жалуются на неудобство в эксплуатации, годами ждут ремонта и, кажется, уже не могут проникнуться мечтой образца 1985 года.

Чтобы пройти в дом и посмотреть на то, как растут деревья в подъезде, придется получить разрешение консьержа.
Цирк
Цирк
Проект был разработан под руководством архитектора Генриха Александровича в 1967 году, однако подобно множеству архитектурных историй этого времени, финансирование и строительство затянулись, и в результате цирк был открыт лишь в 1976 году.

От множества советских цирков ташкентский отличался прежде всего отсутствием круглого стеклянного холла: в условиях местного климата авторы предпочли окружить фойе массивной солнцезащитой. Проект обладал выраженным бруталистским звучанием, однако в процессе строительства был серьезно изменен. Бетонные поверхности были покрыты резьбой по ганчу, бетонные рамы облицованы мрамором, а бруталистская солнцезащита декорирована хлопковыми коробочками.

В 90-е годы купол был перекрашен в цвет морской волны, а лаконичные деревянные перила в интерьере были заменены мраморными балясинами.
реклама
Музей искусств
Музей искусств
В 1974 году группа молодых архитекторов построила новое здание музея на месте старого — Народного дома. Здание имело простой кубический объем. Фасады были разделены на квадратные элементы конструкцией из металлического каркаса, снаружи облицованного штампованными алюминиевыми листами. С четырех сторон оно было остеклено стивитом, что создавало в залах ровное матовое освещение.

Основой для создания музея послужила коллекция князя Николая Константиновича Романова, в которую входили произведения живописи, графики и скульптуры русских и западноевропейских мастеров, мебель, изделия из фарфора, бронзы и другие предметы прикладного искусства.

На сегодняшний день, исторические фасады музея были разрушены, но интерьеры сохранились в первоначальном состоянии, хоть и нуждаются в ремонте. В 2019 году была анонсирована масштабная реконструкция музея известным японским архитектором, лауреатом Притцкеровской премии Тадао Андо.
К сожалению, многие памятники советского модернизма в Ташкенте уже навсегда утратили свою ценность в результате реконструкции или сноса. Например, разрушено здание Дома Кино с уникальными фресками внутри. Многие памятники прямо сейчас находятся под угрозой и нуждаются в общественной защите. Состояние каждого из них описано в проекте «Архитектура Узбекистана XX века: Черная и Красная книга», созданного организацией Alerte Héritage. Там каждому зданию присвоена степень угрозы и составлены рекомендации.
Интервью с дизайнером Александром Фёдоровым, чей проект Tashkent Modernism вдохновил нас на написание этого материала, читайте здесь.
Текст: Азиз Хакимов
Постеры: Александр Фёдоров
Верстка: Никита Петров