Люди города: Влад Заманов
Известный ташкентский дизайнер интерьеров и декоратор рассказал о модных показах в подъезде своего дома и объяснил, почему вопреки стереотипам настоящий художник не должен быть голодным.
В детстве я постоянно был чем-то занят – мы с друзьями ставили спектакли, выпускали газету, вытаскивали из дома всевозможные предметы и украшали ими «домики». Можно сказать, что это были мои первые интерьерные проекты (смеется). Излюбленными местами для игр были кладовки – они всегда были наполнены винтажными вещицами. Мы были креативным поколением, которое компенсировало недостаток игрушек и путешествий какими-то простыми, но интересными занятиями.
Я учился в одной из лучших школ Самарканда, школе №37. Нам давали полную творческую свободу, не держали в рамках. Тогда я увлекался дизайном одежды, и так получилось, что мой выпускной вечер стал одновременно моим эксклюзивным модным показом – настолько мы были не ограничены в творчестве.
Первой коммерческой деятельностью я начал заниматься еще в институте – мы покупали ткани и шили одежду. Я жуткий собственник, работать на кого-то мне никогда не хотелось. Как-то я попробовал поработать главным бухгалтером в декларантской фирме, но сразу понял, что это не мое. К тому моменту я уже знал, что хочу открыть собственное дело. Мне вообще нравится вести за собой людей, а им нравится идти за мной – со многими из них мы работаем вместе уже почти 20 лет.
Возможно, я мог бы стать дизайнером одежды. Но, так как во мне сидит еще и предприниматель, понимаю, что это было бы невыгодно: у нас большая конкуренция с зарубежными фабричными брендами и технологиями.
Большинство моих проектов сейчас находится в Москве, Италии и Швейцарии. Можно сказать, что в Ташкенте мой рынок только формируется. Проектов за 20 лет было много, но то, чем я особенно горжусь – это стенд для одной из самых знаменитых ювелирных выставок BazelWorld и сотрудничество с Фаберже и Chopard.
В жизни я дважды просыпался популярным, один раз в Самарканде, другой – в Ташкенте. Тогда обо мне начали писать в прессе, делать передачи, и люди стали узнавать меня на улице, в институте. Известность очень балует, и я не могу сказать, что она меня никак не изменила. Популярность обязывает всегда соответствовать своему имиджу – ты уже не можешь расслабиться и не думать о том, как ты выглядишь со стороны, ведь ты всегда на виду у людей.
Никогда не согласился бы быть «бедным художником» – считаю, что так люди искусства должны хорошо зарабатывать, а интеллектуальный труд и тем более уникальная идея должны стоить дорого. Если художник зарабатывает мало, значит, он неправильно позиционирует себя на рынке.
Помимо дизайна, у меня есть и другая страсть: это антиквариат и винтажные автомобили. Еще я обожаю растения: каждый год весной высаживаю что-то из луковичных.
Без путешествий я уже не могу жить. Два-три раза в год устраиваю вояжи в поисках вдохновения, еду в страну и погружаюсь в ее жизнь через блошиные и продуктовые рынки, прогулки и общение с соседями. Не люблю «мертвую» культуру – лучше не посмотрю все музеи и памятники, зато увижу настоящий быт страны. Есть четыре города, которые я считаю безумно красивыми – это Париж, Стамбул, Будапешт и Санкт-Петербург – последний я только собираюсь посетить.
При этом я всем сердцем люблю старый Ташкент, а мое любимое место в городе – улица Навои. Когда я иду по ней мимо ансамбля сталинских домов 50-х годов, я будто слышу из окон песни Ботыра Закирова, проникаюсь атмосферой того старого Ташкента… Мне, как человеку искусства, больно слышать заявления с трибун о том, что дома, подобные этим, будут сноситься под видом ветхого жилья. Это не просто дома – это памятники архитектуры, часть ансамбля города, и мы все должны сделать все, чтобы сохранить их.
Сейчас я веду активную общественную деятельность в этом направлении. Я живу в знаменитом историческом доме №45, которому весь последний год угрожают сносом – мы с соседями и единомышленниками не только пытаемся оспаривать неправомочные решения городских властей, но и делаем из дома №45 бренд, символ старого Ташкента, города дружбы и тепла.
Мною было организовано арт-пространство «Подъезд #3», именно здесь в прошлом году бренд Moel Bosh провел закрытый показ своей коллекции. Осенью мы организовали во дворе «Блошку», ярмарку винтажных изделий и антиквариата. Кроме того, по предложению КБ «Стрелка» мы решили устраивать в нашем доме домашние фестивали. Сам я регулярно провожу групповые экскурсии по дому – к нам заходят и простые туристы, и приезжают высокопоставленные гости из-за рубежа.
На будущее много планов, и в основном они связаны именно с общественной деятельностью. Весной в «Подъезде #3» пройдет открытая выставка керамики Софьи Федоровны Раковой. Кроме этого, планируется еще несколько интересных мероприятий, на которые мы будем ждать всех жителей столицы — о них мы объявим немного позже.