Что в Ташкенте знают о балете Бежара?
Как революционный «Балет Бежара Лозанна» помог стать лучше узбекскому балетному миру.
Балетная труппа Мориса Бежара произвела фурор в хореографическом мире XX века. Из-за своего самобытного стиля, они кочевали из одной страны в другую. В каждом городе их с нетерпением ждали многочисленные поклонники современного искусства, также нестандартные постановки хореографа собрали вокруг себя массу негативных комментариев. Но Морис Бежар не отчаивался, параллельно провокационному творчеству он старался найти себя прибегая к познанию религий мира.
Вскоре искусство Мориса Бежара призналось представителями русского балета, его начали узнавать и внедрять в программу обучения хореографических училищ.
Ташкентская высшая школа хореографии и национального танца не проигнорировала самобытное творчество Бежара. Вопреки каноническому балету стали вводить, в теоретическое обучение, историю революционного балета XX века.
С 4 по 6 мая в ГАБТ им.Алишера Навои пройдет выступление балетной труппы Мориса Бежара. Мероприятия организованы Государственным академическим театром им. А.Навои совместно с Министерством культуры и Фондом развития культуры и искусства.
О том, что больше всего привлекает и на что вдохновляет балет Бежара, рассказали представители ташкентского балетного мира:
Что привлекает в хореографии «Балета Бежара Лозанна»?
Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои — Шавкат Аширович Турсунов:
«В хореографии Бежара меня привлекает абсолютно все, так как это уникальное явление в мире хореографии. Смотря его спектакль, раз за разом я поражаюсь пластикой, музыкальностью, разнообразием движений. Бежар — один из самых выдающихся хореографов в мире балетного искусства. Он способен равноценно создавать классические произведения и постановки в стиле модерна или неоклассики. К большому сожалению он покинул этот мир, но коллектив остался, школа осталась и дело, которое он начал, продолжают его ученики».
Ректор Ташкентской Государственной Высшей школы национального танца и хореографии — Шухрат Махмутович Тохтасимов:
«О хореографии балета Бежара можно много говорить, но я хочу отметить, что Бежар это один из самых выдающихся балетмейстеров второй половины XX века. Он раздвинул рамки современного балета и отличился тем, что не ставил своему творчеству никаких рамок. Бежар брал тему и по-своему вплетал в танец другие виды искусства. Классический танец очень консервативный и тяжело выйти за эти рамки, но он в современном танце расширил границы и дал понять всем как можно танцевать еще. Вот этим он и уникален. Он был очень самобытным, очень хорошо разбирался в музыке и искусстве».
Балетмейстер Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои — Замир Примбетович Нурымбетов:
«Бежар выражает человеческие эмоции другим языком. Каждому балетмейстеру хочется выразить свои чувства в постановке. Когда человек владеет несколькими языками, ему намного легче общаться, так и в балете, когда ты говоришь только на языке классики, не всем все понятно, а Бежара совместил два языка — классический и современный. В его хореографии очень точно выявлены музыкальные акценты, что для меня очень важно»
Солист Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои — Равшан Чарыев:
«Меня очень привлекает пластика и эмоциональная нагрузка танцовщиков Бежара. Если они страдают, то эта эмоция имеет ясное физическое решение, так и эмоциональное. Очень сложно танцевать, когда эмоции захлестывают так как тело, не слушается. Его постановки очень сложные. Есть спектакли где он использует пальцевую технику, а комбинировать это с телом это очень сложно, при этом они крепко стоят на пальцах».
Ученик седьмого спец класса Ташкентской Государственной Высшей школы национального танца и хореографии — Камрон Имомов: «Мне очень нравится их фактура и техника исполнения».
Что вы переняли для себя из техники и идеи балета?
Шавкат Аширович: «В постановках Бежара удивительное переплетение музыки и движений. Меня завораживает умение танцовщиков пропускать через себя эту невероятную пластику. Умение мыслить образами — этим и отличается хореограф. Этим он владел прекрасно. Бежар — настоящий мастер».
Шухрат Махмутович: «Я не балетмейстер, я педагог. Мне нравится, что он не боялся делать что-то новое. Мы обучаем не только будущих артистов балета, также мы готовим педагогов и хореографов. Поэтому для своей методики обучения, я взял смелость в развитии танца. Не бойтесь идти дальше, если вы хотите добиться больших результатов, не бойтесь идти своим путем. Мы вам даем базу, а дальше вы должны сами расширять свои умения. Если вы хотите быть самобытными и не повторяться, то не бойтесь рисковать, но риск должен быть оправданным, не сломя голову».
Замир Примбетович за работой
Замир Примбетович: «Смотря спектакль, каждый балетмейстер отмечает для себя как выражены чувства, каким способом, как построил мизансцены, открывает для себя новые поддержки. Эти все вещи нужно замечать иначе можно закостенеть на одном уровне, а смотря на других, ты не копируешь, ты копишь все увиденное, а потом создаешь что то новое свое».
Равшан Чарыев: «Бежар очень красиво пользуется пластикой своих артистов. На сцене мы примеряем чужую жизнь, образы и смотря бежаровские балеты стал чувствовать себя свободнее на сцене».
Камрон Имомов: «У танцовщиков балета Бежара очень точные пируэты, поддержки, вращения. Когда они танцуют дуэтом, они будто влюбляются друг в друга, они живут сценой и мне это очень нравится».
На что вас вдохновил «Балет Бежара Лозанна»?
Шавкат Аширович: «У Бежара есть постановка Болеро Равеля, поставленная на его ведущего танцовщика Хорхе Дона. Очень понравилась композиция. Музыка меня обворожила. Его искусство вдохновляет меня на эксперименты».
Шухрат Махмутович: «Я смотрел многие постановки, и раз за разом они вдохновляли меня искать и не бояться. Техника исполнения сейчас достигла величайшего прогресса и даже в обучении мы должны вводить чтото новое, интересное и эффективное».
Замир Примбетович: «Новый язык и новые движения для выражения эмоций — это все Бежар. Мы привыкли видеть классику, а он объясняет все дословным телесным языком».
Равшан Чарыев на сцене
Равшан Чарыев: «Когда я смотрел «Весна священная», меня это вдохновило на поступление в институт на факультет балетмейстера-режиссера. Я понял, что хочу попробовать стать новатором узбекского хореографического искусства».
Камрон Имомов: «Изначально я поступил на народное отделение. Смотря балет «Быть может это смерть», я влюбился в технику и грацию Хорхе Донна это и вдохновило меня перейти на спец отделение».
Любимый балет из репертуара Бежара
Шавкат Аширович: «У него очень много концертных номеров и разнообразных постановок. Что бы он не показал, для зрителя это будет нечто новым. Но впервые посмотрев «Болеро», я испытал яркие и памятные эмоции»
Шухрат Махмутович: «Весна священная — это абсолютно необычное прочтение гениальной музыки Стравинского. Постановка никого не оставила равнодушным. Появились и пооклонники и ненавистники, но это говорит о том, что он создал что-то революционное».
Замир Примбетович: «Мне очень нравится Болеро. Там все построено очень музыкально, очень органично. Я как балетмейстер люблю, когда указаны все акценты. Для меня близко его искусство тем, что он все разбирает по ноткам».
Равшан Чарыев: «У него не стандартное мышление и его хореографическое прочтение поражает. Я много смотрел его свит, но особенно мне нравится балет весна священная».
Камрон Имомов: «мой любимый балет — Быть может это смерть».
Выступление "Балет Бежара Лозанна" можно увидеть в Ташкенте 4, 5 и 6 мая.