«Каракалпакский Лувр»: в чем уникальность музея Савицкого?

Опубликовано· 13 817
«Каракалпакский Лувр»: в чем уникальность музея Савицкого?

Наверное нет такого узбекистанца, который хотя бы раз не слышал о музее Савицкого в Нукусе, а может и не раз посещал. Искусствоведы со всего мира отдельно отмечают ценность данного места и приравнивают его к Лувру. Уникальность музея в том, что его основатель – Игорь Савицкий, отбросив «все установки и штампы», создал ни на что не похожий в те времена музей. Из чего состоит экспозиция, почему его называют «Лувром в пустыне» и что известно о картине «Бык» – в статье Afisha.uz.

Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. Савицкого является самым притягательным местом в Каракалпакстане. Он носит имя своего основателя и первого директора — художника Игоря Витальевича Савицкого, который впервые попал в Каракалпакию в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Собирая предметы народно-прикладного искусства, он на всю жизнь «влюбился» в Каракалпакию.

И.В.Савицкий посередине. Фото: karakalpakstan.travel

По его инициативе в 1966 году создается музей искусств, для которого Савицкий до конца своей жизни искал и находил новые шедевры. В 2002 году Савицкий посмертно награжден орденом «Буюк хизматлари учун» («За великие заслуги») Первым президентом Узбекистана Исламом Каримовым.

Музей расположен в центре Нукуса. Его коллекция насчитывает около 100 000 экспонатов. Экспозиции разделены по трем основным разделам: «Изобразительное», «Народно-прикладное искусство Каракалпакстана» и «Искусство Древнего Хорезма».

В музее хранятся около 10 000 предметов народно-прикладного искусства конца XIX—XX вв. Это: предметы быта, ковровые изделия, конское снаряжение, изделия из дерева, традиционная одежда и украшения, среди которых знаменитые тобелик и саукеле — традиционные головные уборы каракалпачек. Богато представлены ювелирные украшения каракалпаков, узбеков, казахов и туркмен.

Археологическая коллекция из более чем 15 000 единиц хранения наглядно характеризует основные этапы культурной истории Каракалпакстана с эпохи бронзы до возникновения на её территории древнейших государств, одним из которых был Древний Хорезм, вплоть до раннего средневековья и конца XIV в., когда Хорезм вошел в состав государства Темуридов. Это — художественные и бытовые изделия из керамики, алебастра, камня, кости, дерева, металла, стекла, кожи и тканей.

Наиболее древним экспонатом является образец наскальных рисунков — изображение двугорбого верблюда на куске скалы из горной гряды Букантау (II тыс. до н.э.). Самая ранняя из терракот в археологической коллекции относится к V в. до н.э., изображающая сидящую женщину, одетую в длинное до пят платье и головной убор типа тиары, покрытой сверху покрывалом. Очень интересна скульптура лошади из Туя-муюна, датированная VII—VIII вв. н.э.

Изобразительное искусство представлено десятками тысяч картин, в числе которых образцы русского и туркестанского авангарда XX века, представленные работами Л. Поповой, А. Шевченко, А. Николаева (Усто-Мумин), В. Лысенко, Г. Никитина, Р. Фалька, В. Пестеля, М. Ле-Дантю, Р. Мазеля, А. Волкова, П. Бенькова, М. Курзина, Н. Карахана, Е. Коровай, У. Тансыкбаева и др.

Музей получил мировое признание и популярность благодаря этой уникальной коллекции. Интересна судьба работы мастера Г. Никитина «Портрет Алишера Навои». После смерти художника она была буквально на грани исчезновения. Савицкий выпросил её у вдовы художника и отдал на реставрацию московским реставраторам.

Коллекцию картин составляют также работы местных художников: К. Саипова, К. Бердимуратова, Ж. Куттымуратова. Большую ценность для музея представляет коллекция произведений самого И. В. Савицкого.

Библиотечный фонд музея насчитывает около 10 000 книг научного характера по истории, этнографии, археологии, истории искусств, а также различные справочные издания.

Музей и его коллекция поистине считается «жемчужиной» Каракалпакстана. Недаром он признан «Одним из самых прекрасных музеев мира» (Guardian) и «Местом, которое обязательно нужно посетить» (New York Times).

«Визитная карточка» музея — картина «Бык»

«Картина Василия Лысенко «Бык» — является одной из визитных карточек нашего музея. Искусствоведы еще в советское время которые неоднократно посещали музей, обратили внимание на эту картину. Она совершенно очевидно выделялась из общего ряда. Сам художник Василий Лысенко — удивительный человек, персонаж, биография которого была фактически воссоздана по крупицам, одним из директоров нашего музея Мариникой Бабаназаровой. Василий Лысенко считается одним из учеников самого Казимира Малевича и его работ осталось очень мало, примерно 8−10. Большая часть этих работ находится в нашем музее. Здесь представлена одна из тех работ, вокруг которого постоянно возникают различные домыслы: «что же здесь изображено?», — рассказывает директор музея И.В. Савицкого Тигран Мкртычев.

По его словам, в музее есть реставрационные паспорта, в которых эта картина названа как «Фашизм наступает». Дело в том, что в 70-ые годы, она вызвала большую критику ташкентских искусствоведов, которые увидели в этой картине «антисоветские призывы».

«И тогда Игорь Витальевич Савицкий сказал, что эта картина „антифашисткая“. Это удивительное животное, такой „фантастический бык“, который фактически летит. Когда у меня спрашивают, о чем эта работа, я вспоминаю слова одной из своих московских коллег, которая говорит: каждая из картин — это загадка и тайна. Поэтому объяснять тайну и загадку — довольно сложно. Но на какие-то вещи я бы хотел обратить ваше внимание: бык летит. Он вышел за пределы картин. Его глаза, которые очень часто сравнивают с оружейными дулами. Также обратите внимание на рога. Один — естественного цвета, другой — расписан так, напоминая мозайку и флаги разных государств. Но мы вспомним другое — о том, что Лысенко был учеником Малевича и это такой поклон супрематизму», — добавил Тигран Мкртычев.

Еще одна вещь, на которую хотелось бы обратить внимание — пространство вокруг этого быка, на то, как именно передан фон. Такое ощущение — пространство будто движется. Не случайно некоторые специалисты отмечают стиль Василия Лысенко и оценивают его как сюрреализм. «Это очень сложная картина и данное соединение тайн, загадок, реконструированная биография художника — привлекает такое большое внимание», — отметил директор музея.


Стоимость входных билетов в музей имени И.В. Савицкого (для граждан Узбекистана):

  • взрослый — 17 000 сумов (эскурсионное обслуживание до 20 человек — 66 000 сумов);
  • семейный — 16 000 сумов (эскурсионное обслуживание до 20 человек — 56 000 сумов);
  • студенческий — 13 000 сумов (эскурсионное обслуживание до 20 человек — 52 000 сумов);
  • детский (возраст до 12 лет) — 6000 сумов (эскурсионное обслуживание до 20 человек — 33 000 сумов).

Другие виды экскурсионных услуг:

  • специальная экскурсия по эспозициям музея — 495 000 сумов (до 20 человек);
  • посещение фонда хранилища (только с разрешения Агенства культурного наследия Республики Узбекистан) — 825 000 сумов (до 10 человек);
  • Director’s Talk (специальная беседа с директором музея) — 1 485 000 сумов (до 10 человек);
  • специальная экскурсия с директором музея — 2 310 000 сумов (до 20 человек).

Экскурсия прошла в рамках пресс-тура организованного Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата вместе с Комитетом по туризму.

Нозима Хошимова
Автор
Нозима Хошимова
Амирбек Мирзаев
Фотограф
Амирбек Мирзаев
Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование информации с сайта Afisha.uz возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение
Свидетельство регистрации электронного СМИ №0400 от 13 августа 2019 г.
Учредитель: ООО «Afisha Media»
Главный редактор: Сапаева Галина Вячеславовна
Адрес: 100007, Ташкент, ул. Паркент, 26А / Почта: info@afisha.uz
© 2005-2024 Afisha.uz
ООО «Afisha Media»